Оглавление

Задание 3. Изучение психологических особенностей личности

 

I. Решить задачи.

 

Задача 1.

На основании приведенных ниже данных сделайте вывод об особенностях самооценки в каждом из случаев:  

С учениками старших классов был проведен следующий эксперимент. Предлагался перечень слов, обозначающих положительные свойства личности. Надо было ответить на три вопроса: 1) Какое из указанных свойств присуще каждому однокласснику в наибольшей, а какое - в наименьшей степени; 2) Какое из этих свойств присуще самому испытуемому в наибольшей, а какое - в наименьшей степени; 3) Каким из этих свойств испытуемый хотел бы обладать в наибольшей, а каким - в наименьшей степени. Было обнаружено три типа связи между ответами на эти вопросы: 1-й тип - самооценка очень близка к оценке желаемых свойств (идеальной оценки), но очень далека от оценки одноклассников; 2-й тип - самооценка очень далека от идеальной, но близка к реальной; 3-й тип - идеальная оценка очень далека от самооценки, самооценка от реальной оценки.

 

Задача 2.

Что объединяет и что отличает описанные ниже факты? Какая закономерность восприятия в них проявляется? Дайте объяснение каждому из них.

А. В опытах Н.Л.Элиава, испытуемым предъявлялась серия изображений танцующей балерины. Затем, без предупреждения, была показана картинка цветка с сидящей на нем бабочкой. Подавляющее большинство испытуемых восприняло эту картинку как изображение балерины.

Б. Однажды американский психолог Майкл Коул приехал в Монровию (столица Либерии, Африка) с десятилетним мальчиком, принадлежащим  к народности кпелле и выросшим в джунглях. Из высокой гостиницы на горе, где они остановились, можно было видеть большие танкеры далеко в море. Ребенок, никогда раньше не видевший ни подобной дали, ни танкеров, выразил восхищение смелостью людей, которые в таких маленьких лодках выходят далеко в море.

 

 

Ii. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Для изучения психологических особенностей личности широко используются разнообразные личностные опросники.  Они позволяют оценить выраженность у человека тех или иных свойств, личностных особенностей. Одной из наиболее распространенных методик такого типа является 16-факторный личностный опросник (16 PF), разработанный под руководством Р.Кэттела. В этом задании предлагается использовать модификацию данного опросника, сделанную В.М.Русаловым и О.В.Гусевой. В этой версии используются только восемь шкал оценки личностных свойств, типичных именно для российской популяции.

 

Процедура исследования.

 

Опросник 8PF представляет собой список из 70 вопросов с предлагаемыми вариантами ответов (a, b, c). Испытуемый должен прочитать вопрос и выбрать тот ответ, который он считает характерным для себя. Перед началом обследования рекомендуется приготовить лист ответов для испытуемого, на котором должны быть зафиксированы данные испытуемого (фамилия, имя, отчество, или, по крайней мере, инициалы), возраст, дата проведения обследования, а также проставлены номера вопросов от 1 до 70 и оставлено место, в которое испытуемый будет вписывать свои ответы. Этот лист обязательно прилагается к отчету.

Инструкция.

Этот тест представляет собой опросник из 70 вопросов, касающихся Ваших взглядов, убеждений, привычек и интересов. Hа каждый вопрос предлагается три варианта ответа  (например, "да", "нет", "не знаю"), обозначенные латинскими буквами a, b, c. Выберите тот ответ, который наиболее Вам подходит и запишите соответствующую ему букву напротив номера вопроса на листе ответов. Отвечая на вопрос, помните, что нет "правильных" и "неправильных" ответов. Hе старайтесь произвести благоприятное впечатление. Единственный критерий, которым Вы должны пользоваться, выбирая ответ, —  Ваши взгляды и интересы - только в этом случае тестирование даст полезный результат. Старайтесь избегать промежуточных, неопределенных вариантов ответа (типа "не знаю"),  кроме тех случаев,  когда Вы действительно не можете выбрать ни один из других ответов.  Hе тратьте время на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову. При сомнениях выбирайте наилучший предположительный ответ.  При обработке результатов ответы на отдельные вопросы  не учитываются —  важна лишь общая картина ответов —  поэтому можете быть СОВЕРШЕHHО ОТКРОВЕHHЫ”.

 

Текст опросника 8PF.

 

1. Я хорошо понял инструкцию, которую только что прочитал. aда, bне уверен, с – нет.

2. Я готов правдиво отвечать на каждый вопрос. aда, bне уверен, с – нет.

3. Если бы я увидел дерущихся детей, то я: aне вмешивался бы, bне уверен, cпрекратил бы драку.

4. По-моему, интереснее быть: aинженером-строителем, bне уверен, cдраматургом.

5. Я предпочёл бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом: aда, bне уверен, с – нет.

6. При разговоре я предпочитаю: aвысказывать мысли, как они приходят мне в голову, bнечто среднее, с – сначала сформулировать получше свои мысли.

7. При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать: а – плотником или поваром, bне уверен, с – официантом в хорошем ресторане.

8. На общественные должности меня выбирали: а – довольно редко, bиногда, с – много раз.

9. «Лопата» относится к «копать», как «нож» относится к: а – острый, bрезать, с – указывать.

10. Большинство знакомых считают меня интересным собеседником: aда, bне уверен, с – нет.

11. В школе я предпочитал (или предпочитаю): а – уроки, связанные с искусством, bне уверен, с – уроки труда.

12. В наше время требуется: а – больше дисциплинированных добросовестных людей, bне уверен, с – больше увлечённых романтиков и энтузиастов.

13. При чтении я сразу замечаю, когда меня хотят в чём-то убедить: aда, bне уверен, с – нет.

14. Я поддерживаю порядок в своей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах: aда, bнечто среднее, с – нет.

15. Если бы пришлось выбирать, то я бы предпочёл бы быть: а – лесником, bне уверен, с – учителем средней школы.

16. На праздники и дни рождения я: а – люблю делать подарки, bне уверен, с – считаю, что делать подарки – довольно неприятная вещь.

17. «Усталый» относится к «работа» как «гордый» относится к: aулыбка, bуспех, с – счастливый.

18. Какой из следующих предметов по существу отличается от двух других: а – свеча, bлуна, с – электрический свет.

19. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и развлечения: а – чаще, чем один раз в неделю (то есть чаще, чем большинство), bпримерно раз в неделю (то есть как большинство), с – реже, чем раз в неделю (то есть реже, чем большинство).

20. Я считаю, что непринуждённость поведения важнее, чем соблюдение правил хорошего тона: aправильно, bне уверен, с – неправильно.

21. Мне бы понравилось быть ветеринаром, лечить и оперировать животных. aда, bне уверен, с – нет.

22. Я ем с таким удовольствием, что  бываю при этом не так аккуратен и опрятен, как другие люди. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

23. В юности, если, я расходился во мнении с родителями, то я: aоставался при своём мнении, bнечто среднее, с – соглашался с их авторитетом.

24. В большинстве случаев я чувствую себя зрелым человеком. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

25. «Удивление» относится к «странный», как страх относится к: aсмелый, bтревожный, с – ужасный.

26. Какая из следующих дробей отличается от двух других: a 3/7, b3/9, с – 3/11.

27. У меня определенно меньше друзей, чем у большинства людей. : aда, bне уверен, с – нет.

28. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и думают, что я приятный человек. aда, bне уверен, с – нет.

29. Я предпочитаю читать: aреалистические описания военных или политических сражений, bнечто среднее, с – романы, где много чувств и воображения.

30. В ситуациях, которые могут стать опасными, я громко разговариваю, хотя это выглядит невежливо и нарушает спокойствие. aда, bне уверен, с – нет.

31. Я предпочел бы иметь работу: aс постоянным окладом, bнечто среднее, с – с большим окладом, который зависел бы от моей способности показать людям, чего я стою.

32. При выполнении задания я удовлетворюсь только тогда, когда должное внимание уделено всем мелочам. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

33. «Размер» так относится к «длина», как «нечестный» относится к: aтюрьма, bнарушение, с – кража.

34. Быть осторожным и не ждать много лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

35. Думая о трудностях в своей работе, я: aстараюсь планировать заранее, прежде чем встретить трудность, bнечто среднее, с – считаю, что справлюсь с трудностями по мере того, как они возникнут.

36. Интереснее быть: aконсультантом, помогающим молодым людям выбирать работу, bне уверен, с – руководителем технического предприятия.

37. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда долго приходится сидеть на собрании. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

38. У меня бывают периоды, когда мне становится немного жаль себя. aчасто, bиногда, с – никогда.

39. Если бы зарплата была одинаковой, то я предпочел бы быть: aадвокатом, bне уверен, с – пилотом или штурманом.

40. «Лучше» так относится к «наихудший», как «медленнее» к: aбыстрое, bлучшее, с – быстрейший.

41. Каким из приведенных ниже сочетаний следует продолжить буквенный ряд роооорроооррр… aоррр, bоорр, с – рооо.

42. Много свободного времени я провожу в разговорах с друзьями о прошлых развлечениях, от которых я получал удовольствие. aда, bне уверен, с – нет.

43. Мне нравится устраивать какие-нибудь смелые, рискованные выходки «смеха ради». aда, bне уверен, с – нет.

44. Вид неубранной комнаты очень раздражает меня. aда, bиногда, с – нет.

45. Я люблю музыку: aлегкую, живую, bнечто среднее, с – сентиментальную, задушевную.

46. Красота поэмы восхищает меня больше, чем красота хорошо сделанного оружия. aда, bне уверен, с – нет.

47. Во время туристических поездок я скорее предпочел бы быть под руководством экскурсовода, чем самому планировать маршрут. aда, bне уверен, с – нет.

48. Если при обсуждении какого-либо вопроса среди участников возникает ожесточенный спор, то я предпочитаю: aчтобы кто-нибудь «победил», bне уверен, с – чтобы спор разрешился мирно.

49. Иногда чувство зависти влияет на мои действия. aда, bне уверен, с – нет.

50. Интереснее быть: aхудожником, bне уверен, с – общественным деятелем.

51. Какое из следующих слов не относится к двум другим: aнисколько, bнесколько, с – много.

52. «Пламя» так относится к «жар», как «роза» относится к: aшип, bкрасные лепестки, с – аромат.

53. Мне больше нравится спокойная и приличная одежда, чем яркая и бросающаяся в глаза. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

54. Мне больше нравится провести вечер за спокойным любимым занятием, чем в оживленной компании. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

55. В своих поступках я всегда тщательно стараюсь придерживаться общепринятых правил поведения. aда, bне уверен, с – нет.

56. Иногда приходится применять силу, потому что не всегда возможно добиться результата с помощью убеждения. aправильно, bнечто среднее, с – неправильно.

57. В школе я предпочитал (предпочитаю): aрусский язык и литературу, bне уверен, с – математику.

58. В воспитании важнее: aотноситься к ребенку с достаточной любовью, bнечто среднее, с – выработать нужные привычки и отношение к жизни.

59. Я считаю, что общество должно руководствоваться разумом и отбросить старые привычки и ненужные традиции. aда, bне уверен, с – нет.

60. Думаю, что в современном мире важнее разрешить: aвопросы нравственности, bне уверен, с – вопросы практического использования научных открытий.

61. Я предпочитаю идти своим путем вместо того, чтобы действовать в соответствии с принятыми правилами. aправильно, bне уверен, с – неправильно.

62. Прежде чем выдвигать какой-либо аргумент, я предпочитаю подождать, пока не буду убежден, что я прав. aвсегда, bобычно, с – только если это целесообразно.

63. Если бы меня попросили участвовать в шефской деятельности, то я бы: aсогласился, bне уверен, с – вежливо сказал бы, что очень занят.

64. Какое из следующих слов не относится к двум другим: aширокий, bзигзагообразный, с – прямой.

65. «Скоро» так относится к «никогда», как «близко» относится к: aнигде, bдалеко, с – где-то.

66. Меня считают человеком, полным энтузиазма: aда, bнечто среднее, с – нет.

67. Мне нравится работа, которая требует перемен, разнообразия, командировок, даже если она связана с некоторой опасностью. aда, bнечто среднее, с – нет.

68. Я довольно требовательный человек и всегда настаиваю на том, чтобы все делалось по возможности правильно. aправильно, bнечто среднее, с – неправильно.

69. Мне нравится работа, требующая добросовестности, точных навыков и умений. aда, bнечто среднее, с – нет.

70. Я уверен в том, что не пропустил никаких вопросов и на все ответил, как следует. aда, bне уверен, с – нет.

 

 

 

Обработка результатов.

 

Обработка результатов опросника проводится путем соотнесения ответов ответов испытуемого с ключом. Три вопроса (1,2 и 70) являются “техническими” и при обработке не учитываются. За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 2 балла, а по шкале “В” — 1 балл. В том случае если испытуемый выбирает вариант ответа “b”, то к соотвествующей шкале начисляется 1 балл.

Ключ опросника.

Шкала “А” (7 вопросов: 7с, 8с, 15с, 16а, 39а, 50с, 63а);

Шкала “В” (12 вопросов: 9b, 17b, 18b, 25c, 26b, 33c, 40c, 41b, 51a, 52c, 64a, 65a);

Шкала “F” (10 вопросов: 10a, 19a, 27c, 34c, 42a, 43a, 53c, 54c, 66a, 67a);

Шкала “G” (8 вопросов: 3c, 20c, 28c, 35a, 44а, 55a, 68a, 69a);

Шкала “I” (8 вопросов: 4c, 11a, 29c, 36a, 45c, 46a, 56c, 57a);

Шкала “N” (7 вопросов: 5c, 21c, 22c, 30c, 37a, 47a, 58a);

Шкала “Q1” (7 вопросов: 12c, 13a, 23a, 31c, 48a, 59a, 60c);

Шкала “Q3” (8 вопросов: 6c, 14a, 24a, 32a, 38c, 49c, 61c, 62a).

 

Для наглядного представления результатов тестирования следует построить диаграмму. По оси абсцисс располагаются 8 факторов опросника, а по оси ординат — баллы, набранные испытуемым. Поскольку шкалы не являются равнопорядковыми, то надо перевести балл испытуемого в относительную величину: процент набранных баллов от максимально возможного. Например, для шкалы А максимально возможный балл 14. Предположим, что испытуемый набрал 9 баллов. Тогда его “относительный” результат равен (9/14) ·100,  то есть 64,3. Такую процедуру надо проделать для всех шкал. Пример диаграммы приведен ниже.

 

 

Рис.1 Диаграмма результатов по опроснику 8PF.

 

 

 

Интерпретация результатов.

 

Интерпретация результатов опросника проводится по восьми шкалам[2]. При оценке результатов следует обратить внимание на высокие и низкие значения по шкалам. Поскольку статистические нормы по данному варианту опросника отсутствуют, то надо ориентироваться на максимальные и минимально возможные значения по каждой шкале. Минимум по любой шкале - 0 баллов. Он соответствует низкой выраженности свойства, которое описывает данный фактор. Максимальное значение можно получить умножив число вопросов, относящихся к данному фактору на 2. Например, для шкалы А максимальное значение может составить 14 баллов.

Приведем описание шкал опросника 8 PF.

 

Фактор (шкала) "А": Сердечность, доброта - обособленность отчужденность (аффектотимия - сизотимия).

Для высоких значений фактора характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, внимательное отношение к людям, доброта, мягкосердечие. Такие люди хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, с готовностью принимают участие в коллективных делах, общественных мероприятиях.

Для низких значений фактора характерно бедность эмоций, холодность, жесткость формальность в общении с людьми. Подобные люди не интересуются жизнью окружающих, предпочитают общению с людьми "общение" с книгами и вещами. Они склонны работать одни, избегают коллективных мероприятий, неохотно идут на компромисс. В делах точны и обязательны, но недостаточно гибки.

Относительно деятельности каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. Лица с высоким значением фактора предпочтительны на административных постах, требующих постоянного общения с людьми. Лица с низким значением фактора хорошо справляются с работой, требующей точности, аккуратности, тщательности исполнения.

 

Фактор (шкала) "В": Высокий интеллект - низкий интеллект.

Включение этого фактора в опросник достаточно условно и связано с решением практической задачи - дать грубую, прикидочную оценку интеллектуальных способностей человека. Поэтому его интерпретация малосодержательна.

Высокие оценки по этому фактору свидетельствуют о хорошем уровне интеллектуального развития, высоких умственных способностях. Низкие оценки могут свидетельствовать как о сниженном уровне абстрактного мышления, так и о нежелании испытуемого выполнять соответствующие задания теста.

 

Фактор (шкала) "F": Беспечность - озабоченность.

Высокие оценки по этому фактору имеют люди бодрые, активные, беспечные, легко воспринимающие жизнь. Они живут одним днем, не задумываясь о будущем, не принимая близко к сердцу события своей жизни. Такие люди имеют более простой оптимистичный характер, они общительны жизнерадостны, любят путешествия и перемены.

Низкие оценки по этому фактору свидетельствуют о сдержанности, озабоченности, склонности все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди постоянно беспокоятся о своем будущем, ожидают возможных неудач и несчастий. Для защиты от неудач они предпринимают предохранительные меры, тщательно планируют свои поступки.

 

Фактор (шкала) "G": Совестливость - недобросовестность (сила "сверх-Я" - слабость "сверх-Я").

Данный фактор отражает стремление к соблюдению человеком моральных норм и требований. Высокие оценки свидетельствуют о развитом чувстве ответственности, долга, обязательности. Такие люди высоко порядочны не потому, что это оказывается выгодным, а потому, что это соответствует их убеждениям. Для них характерно точность и аккуратность в делах, склонность к порядку, стремление следовать правилам. Поведение этих людей регулируется четко осознанными принципом необходимости утверждения общечеловеческих ценностей даже в ущерб своим личным эгоистическим интересам.

Люди, имеющие низкую оценку по данному фактору, склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело, ленивы и недобросовестны. Такие люди не прилагают особых усилий к выполнению общественных требований, презрительно относятся к моральным ценностям, способны на нечестность ради собственной выгоды.

 

Фактор (шкала) "I": Мягкосердечность, нежность - суровость, жестокость.

Данный фактор позволяет измерить тонкость эмоциональных переживаний, что по-житейски можно определить как "чувствительность человеческой натуры". Высокие оценки по этой шкале являются показателем мягкости, утонченности, образного, поэтического восприятия действительности. Для таких людей характерен утонченный вкус, изысканность в манерах и переживаниях, романтизм, склонность к фантазированию. Художественные произведения могут влиять больше на их жизнь, чем реальные события.

Низкие оценки характерны для лиц реалистичных, суровых и практичных. Они склоны рационализму, прагматизму в оценках действительности и поступках. Циничны и не склонны к фантазиям. В поведении чувства подчинены рассудку. Такие люди более выносливы, охотнее занимаются физкультурой и спортом, легче справляются с физическими недомоганиями.

 

Фактор (шкала) "N": Проницательность - наивность.

Этот фактор отражает искусственность и расчетливость в поведении в противовес естественности и простоте. В житейском смысле он означает степень выраженности хитрости у человека. Высокие значения получают люди, которые характеризуются искусственностью, расчетливостью, проницательностью, умением вести себя холодно и рационально, не поддаваться эмоциональным порывам. Такие люди всегда держатся корректно, вежливо и отстраненно, ко всему подходят разумно и прежде чем предпринять что-либо тщательно оценивают возможный выигрыш и проигрыш. Они хитро и умело стоят свое поведение, склонны интригам и коварству. В общении производят впечатление мягких, аристократичных.

Низкие оценки свидетельствуют о грубости, бестактности, прямолинейности, об отсутствии проницательности и социальной ловкости. Такие люди наивны, открыты по отношению к окружающим, любят простые естественные вещи и чувственные радости. Они плохо понимают мотивы поведения окружающих не умеют хитрить и ловчить, ведут себя естественно просто и грубовато. Не контролируют свои эмоции.

 

Фактор (шкала) "Q1": Радикализм - консерватизм.

Следует обратить внимание, что данный фактор (как и следующий фактор) не обнаруживается прямо в характеристиках поведения и проявляется тогда, когда испытуемый излагает свою точку зрения, отвечая на вопросы теста. Высокие оценки по этому фактору имеют люди с разнообразными интересами, стремящиеся быть хорошо информированными по поводу самого широкого круга проблем, критически подходить к этой информации. Они ничего не принимают на веру, не доверяют авторитетам, терпимы к противоречиям и неясностям. Они гибко меняют свою точку зрения, способны анализировать ситуацию с разных сторон.

Низкие оценки характерны для людей консервативных, ригидных, не любящих перемен. Такие люди являются сторонниками устоявшихся мнений, закрыты по отношению к новому, потому, что оно кажется им абсурдным и бессмысленным. Они не допускают существования другой точки зрения, склонны к нравоучениям и наставлениям, считают, что все недостатки будут искоренены, если точно следовать требованиям старших и более опытных людей. По их мнению собственная инициатива и изобретательность могут только разрушить уже построенное, а весь вред происходит от людей, которые нарушают принципы и традиции и не хотят принять на веру опыт старших поколений.

 

Фактор (шкала) "Q3": Высокий самоконтроль поведения - низкий самоконтроль поведения (контроль желаний - импульсивность).

Данный фактор измеряет степень осознания индивидом социальных требований и уровень понимания желательного социального поведения. Эта шкала отражает только степень осведомленности человека о желаемых моделях поведения, но степень их выполнения.

Высокие оценки по данному фактору свидетельствуют об организованности, умении контролировать свои эмоции и поведение. Такие люди склонны к планомерному и упорядоченному выполнению деятельности, не разбрасываются и доводят до конца все начатое. Они хорошо осознают социальные требования и стараются их выполнять, заботятся о своей репутации, о том, как они выглядят в глазах окружающих.

Низкие оценки по этой шкале указывают на слабую волю и плохой самоконтроль, особенно над желаниями. Деятельность таких людей носит неупорядоченный, хаотичный характер. Они действуют неравномерно, безалаберно, не умеют организовать свое время и порядок выполнения дел (берутся то за одно, то за другое), нередко оставляют дело незаконченным.

Считается, что этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности.

 

На основе анализа выраженности отдельных факторов, надо составить интегральную личностную характеристику испытуемого, своего рода “психологический портрет”.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Первин Л., Джон О. Психология личности: теория и исследования. М., 2000.- С. 270-280.

2.Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.- С. 25-57.

 

Hosted by uCoz