Псипрактикум

Оглавление

© Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин, 2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 8. Исследование динамики функциональных состояний

 

I. Решить задачи.

Задача 1.

Определите, к какому из направлений психологической науки следует отнести приведенные ниже высказывания:

1. “существуют весьма напряженные душевные процессы или представления которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, хотя в действительности не становятся сознательными. Здесь начинается ... теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными потому, что им противодействует известная сила. Эта теория оказывается неопровержимой благодаря тому, что нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответствующие представления до сознания.

2. Данное направление “изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знание и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Оно охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития”.

3. “Ученые, причисляющие себя к этому течению, заявляют, что человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию. С точки зрения этой теории, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники этого направления также утверждают, что люди — в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов”.

 

Задача 2.

В характеристике личности выделите такие моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента:

Ира живая, жизнерадостная, кокетливая девочка; добрая, но завистливая; общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но ее интересы нестойки, она быстро остывает. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе ей приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.

 

 

II. ПРактическое задание

При изучении функционального состояния представляет особый интерес исследование его динамики во времени, его изменений под влиянием различных факторов: нагрузки, индивидуальных особенностей биологических ритмов, половой принадлежности, возраста и т.п.

Для диагностики функционального состояния используется метод стандартизированного самоотчета. В данном задании — это методика САН (самочувствие, активность, настроение)[1]. В этой методике функциональное состояние оценивается по трем независимым параметрам: самочувствие, активность, настроение. К параметру “самочувствие” относятся характеристики, отражающие силу, здоровье, утомление. К категории “активность” — характеристики движения, подвижности, скорости и темпа протекания функций, процессов. К категории “настроение” — характеристики эмоциональных состояний.

 

Процедура исследования.

 

Методика САН представляет собой карту, но которую нанесены 30 пар слов (или словосочетаний) противоположного значения. Они отражают различные стороны самочувствия, активности и настроения. Каждый параметр характеризуют 10 пар слов. Между парами слов расположены цифры, и задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. При расшифровке заполненной карты исходные оценки перекодируются в ряд от 1 до 7. Причем балл 3, соответствующий плохому самочувствию, низкой активности и плохому настроению приобретает значение 1. Балл 0 оценивается цифрой 4. Балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение приобретает значение 7.

Исследование проводится на одном испытуемом по следующей схеме. В течение 5 дней, следующих друг за другом (например, с понедельника по пятницу), испытуемому три раза в день (утром, днем и вечером) предлагается заполнить тестовую карту. Всего, таким образом, должно быть произведено 15 измерений.

После этого проводится расшифровка результатов по каждому из пятнадцати бланков. Бланки следует обязательно приложить к отчету.

 

Инструкция.

При каждом предъявлении тестовой карты испытуемому зачитывается следующая инструкция. “Вам будет предложена числовая шкала и пары слов, описывающие крайние значения этой шкалы. Оцените свой состояние, выбирая для каждой из 30 шкал ту цифру, которая в наибольшей степени отражает Ваше состояние в данный момент. Старайтесь использовать весь диапазон цифр и, по возможности, избегать нейтральных оценок (цифра 0)”.

 

Тестовая карта.

Фамилия, инициалы: __________________________________

Пол: М/Ж _________       Возраст:  __________

Дата:  _____________      Время:   ___________

 

Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

Весёлый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

Напряжённый

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлечённый

Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнурённый

Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбуждённый

Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомляемый

Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

Соображать трудно

3

2

1

0

1

2

3

Соображать легко

Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный

 

Обработка результатов.

 

Полученные результаты по каждому из измерений сравниваются с ключом. Для того, чтобы сделать подсчеты более удобными, представим его в виде таблицы.

 

 

3

2

1

0

1

2

3

 

Код

Самочувствие хорошее

7

6

5

4

3

2

1

Самочувствие плохое

С

Чувствую себя сильным

7

6

5

4

3

2

1

Чувствую себя слабым

С

Пассивный

1

2

3

4

5

6

7

Активный

А

Малоподвижный

1

2

3

4

5

6

7

Подвижный

А

Весёлый

7

6

5

4

3

2

1

Грустный

Н

Хорошее настроение

7

6

5

4

3

2

1

Плохое настроение

Н

Работоспособный

7

6

5

4

3

2

1

Разбитый

С

Полный сил

7

6

5

4

3

2

1

Обессиленный

С

Медлительный

1

2

3

4

5

6

7

Быстрый

А

Бездеятельный

1

2

3

4

5

6

7

Деятельный

А

Счастливый

7

6

5

4

3

2

1

Несчастный

Н

Жизнерадостный

7

6

5

4

3

2

1

Мрачный

Н

Напряжённый

1

2

3

4

5

6

7

Расслабленный

С

Здоровый

7

6

5

4

3

2

1

Больной

С

Безучастный

1

2

3

4

5

6

7

Увлечённый

А

Равнодушный

1

2

3

4

5

6

7

Взволнованный

А

Восторженный

7

6

5

4

3

2

1

Унылый

Н

Радостный

7

6

5

4

3

2

1

Печальный

Н

Отдохнувший

7

6

5

4

3

2

1

Усталый

С

Свежий

7

6

5

4

3

2

1

Изнурённый

С

Сонливый

1

2

3

4

5

6

7

Возбуждённый

А

Желание отдохнуть

1

2

3

4

5

6

7

Желание работать

А

Спокойный

7

6

5

4

3

2

1

Озабоченный

Н

Оптимистичный

7

6

5

4

3

2

1

Пессимистичный

Н

Выносливый

7

6

5

4

3

2

1

Утомляемый

С

Бодрый

7

6

5

4

3

2

1

Вялый

С

Соображать трудно

1

2

3

4

5

6

7

Соображать легко

А

Рассеянный

1

2

3

4

5

6

7

Внимательный

А

Полный надежд

7

6

5

4

3

2

1

Разочарованный

Н

Довольный

7

6

5

4

3

2

1

Недовольный

Н

 

Обработка проводится следующим образом. Необходимо соотнести каждый балл из листа ответов с ключом. При этом выявляются два параметра. Например, по первой категории (самочувствие хорошее — самочувствие плохое) испытуемый отметил балл “1” в левой части бланка. По ключу это соответствует оценке в 5 баллов шкалы “САМОЧУВСТВИЕ” (см. колонку “Код”).

Подобным образом расшифровываются оценки и по остальным категориям.

Затем оценки, полученные по ключу, суммируются и полученная сумма делится на 10. Каждый суммарный показатель заносится в таблицу, следующего вида.

 

Номер измерения

Дата

Время

Самочувствие

Активность

Настроение

1.

19.04.02 г.

9 ч. 30 мин.

6,5

6,1

5,9

2.

19.04.02 г.

14 ч. 00 мин.

4,5

5,0

6,0

 

 

 

 

 

 

15.

23.04.02г.

20 ч. 00 мин.

4,0

5,1

6,7

 

Результаты следует представить графически. По оси “Х”— откладывается номер измерения, по оси “Y” — значения показателей по шкалам.

 

Пример графика для произвольного случая приведен на рисунке. Рекомендуется изображать значения шкал (самочувствие, активность, настроение) разным цветом.

 

Интерпретация результатов.

Можно выделить несколько аспектов интерпретации результатов. Во-первых, имеет смысл анализ “макродинамики” функционального состояния, т.е. того, каким образом оно меняется в течение пяти дней. Надо связать эту динамику с событиями, которые происходят в жизни испытуемого в этот период, и которые могут повлиять на самочувствие, активность, настроение. Это могут быть, например, напряженная работа, приятные, радостные события, огорчения и неудачи, неожиданно возникающие ситуации. Отметим, что о состоянии общего утомления человека свидетельствует систематическое расхождение (дивергенция) трех основных показателей. Например, уменьшение самочувствия и активности происходит на фоне хорошего настроения.

Во-вторых, динамику функционального состояния могут определять индивидуальные особенности испытуемого. Так, сравнивая оценки, полученные в вечерние и утренние часы, можно установить “тип работоспособности” человека. При “вечернем” типе наиболее низкие показатели по шкалам отмечаются в утренние часы, а при “утреннем” типе наблюдается обратная картина. Возможно, что колебания самочувствия, активности и настроения объясняются индивидуально-типологическими особенностями человека (его темпераментом).    

 

Рекомендуемая литература

 

1.Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984. - С. 5-29, 153-184.

2.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.- С. 438-454.

 



[1] Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопр. психол. 1973. №6.- С. 141-145.



Hosted by uCoz