Псипрактикум

Оглавление

© Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин, 2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 7. Изучение структуры темперамента

 

I. Решить задачи.

Задача 1

Какая функция воображения проявляется в каждом из приведенных случаев? В чем состоит отличие первого и второго случая?

А. “Должно же было разрешиться чем-нибудь это пассивное страдание? Оно могло пока разрешиться только внутренним путем. В душе Карася проявляется страшная злость и ненависть, однако боящаяся обнаружить себя. Она горячит воображение Карася, и в голове его возникают странные образы и картины... Карась представляет себе, как он с зажженной паклей в руках опускается в подвалы училища, строит там огромные костры, и, вышедши оттуда, ждет, скоро ли пламень своими огненными языками начнет лизать проклятые бурсацкие гнезда. Злость его видит, как пожар охватил бурсу... трещат, нагибаются, падают стены... разрушаются гнусные классы... горят противные книги и учебники... гибнут в огне начальники и учителя... Но такое психическое состояние не может продолжаться долго; душа утомляется, и начинает незаметно пробиваться здравая мысль... Карась ясно начинает понимать всю ложь и безобразие своих картин, гонит их прочь, на душе делается пусто и противно, остается одно тошнота от неумеренных и бесплотных мечтаний”(Помяловский Н.Г. Очерки бурсы//Избранное.— М.,1980.— С.369—370).

Б. Студентка педагогического университета вспоминает: “Случилось это так... Не виделась я со своими родителями три года, и вот они приехали. Через неделю после приезда - у мамы день рождения. И в  этот день я получаю от учительницы замечание. Так как оно не первое, она вызывает маму в школу. Я прошу подождать хоть день... Но наша “классная дама” остается непреклонной... Я в отчаянии, что не могу переубедить ее. Я говорю: “Вы поступили несправедливо, когда нибудь я докажу вам это”. Как-то получилось, что это маленькое событие послужило не только основой моей мечты, но и решило мою дальнейшую жизнь. Я стала мечтать... Я мечтала о школе, в которой будут только такие учителя, которые умеют понять чувства ребят, будут для них близкими, дорогими. И сама мечтала стать самой лучшей среди учителей. Я мечтала о том, как буду любима детьми, как буду отдавать им все, а они будут ценить меня за это. Мне было интересно мечтать. Мои мечты что-то меняли во мне, в моем характере, в отношении к жизни”. (Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1977.— С.173—174).

 

Задача 2

Попробуйте предсказать, какие результаты были получены в эксперименте, который кратко описан ниже. О какой важной особенности человеческой памяти он свидетельствует? Какие практические выводы можно сделать из его результатов?

В эксперименте Элизабет Лофтус две группы испытуемых смотрели фильм, в котором было показано некоторое дорожно-транспортное происшествие. Затем их попросили оценить, с какой скоростью ехали автомобили.  Различие между группами состояло в том, что в одной группе экспериментатор формулировал свой вопрос так: “С какой скоростью ехали машины, когда они столкнулись”, а во второй так: “С какой скоростью ехали машины, когда они врезались друг в друга. Кроме того, спустя неделю у испытуемых спросили, были ли на месте аварии осколки стекла. Было показано, что испытуемые первой и второй группы дают несколько различные ответы, хотя они видели один и тот же фильм.  

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

II. Темперамент является одним из проявлений индивидуальности человека и представляет собой совокупность формальных  характеристик поведения (темп поведения, скорость возникновения каких-либо реакций, эмоциональная возбудимость и т.п.) в отличие от совокупности содержательных свойств, составляющих особенности личности. Считается, что свойства темперамента определяются особенностями нервной системы и не зависят от особенностей воспитания, мало изменяются с возрастом.

В данном задании для изучения свойств темперамента используется опросник структуры темперамента (ОСТ), разработанный под руководством В.М.Русалова[1].

Этот опросник  основан на функционально-системной концепции поведения П.К.Анохина. В ней то или иное поведение человека объясняется иерархией функциональных систем (т.е. особого нейрофизиологического образования). Функциональная система состоит из четырех блоков: афферентного синтеза (своеобразного “входа” сигналов от внешних раздражителей), программирования (принятия решения), исполнения действия и обратной связи (сравнения результата с тем, что было намечено). Каждому из этих компонентов соответствует одно свойство темперамента. Первый из них — эргичность — характеризует степень напряженности взаимодействия со средой (широту — узость афферентного синтеза); второй — пластичность — показывает легкость переключения с одних программ поведения на другие; третий — психический темп — отражает скорость выполнения действия; четвертый — эмоциональность — свидетельствует о пороге чувствительности к несовпадению результата и цели действия.

В.М.Русалов также считает, что каждое из этих свойств неодинаково проявляется в предметной сфере (т.е. взаимодействии человека с миром неодушевленных объектов) и коммуникативной сфере (его взаимодействии с окружающими людьми). Таким образом, темперамент характеризуют восемь базовых свойств.

 

Процедура исследования.

Исследование проводится на одном испытуемом, возраст которого должен быть не менее 17 лет. До начала работы следует приготовить специальный бланк. Он должен состоять из 105 строчек и трех колонок. Первая из них — номер вопроса, вторая — колонка “да”, третья — колонка “нет” (см. образец фрагмента бланка). Также на бланке фиксируются основные данные испытуемого (инициалы, возраст, пол, иные данные, существенные с точки зрения исследования). Этот бланк обязательно сохраняется и прикладывается к отчету.

 

№ вопроса

“да”

“нет”

1

 

 

2

 

 

и т.д.

 

 

105

 

 

 

Далее испытуемому предлагается заполнить опросник ОСТ.

 

Инструкция. “Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый “естественный” ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет “хороших” или “плохих” ответов. Если Вы выбрали ответ “да”, поставьте крестик (или галочку) в графе “да”. Если Вы выбрали ответ “нет”, то поставьте крестик (или галочку) соответственно в графе “нет””.

 

Текст опросника ОСТ.

 

1.    Подвижный ли Вы человек?

2.    Всегда ли Вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?

3.    Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4.    Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5.    Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6.    Ранимый ли Вы человек?

7.    Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поспорили с друзьями?

8.    В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9.    В разговоре с другими людьми Ваша речь очень часто опережает Вашу мысль?

10.Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11.Чувствовали ли бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13.Нравится ли Вам быстро бегать?

14.Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15.Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сосредоточенности?

16.Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17.Часто ли Вы испытываете тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?

18.Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19.Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и ловкости?

20.Легко ли Вы можете найти другие варианты решения известной задачи?

21.Испытываете ли Вы чувство беспокойства, если Вас неправильно поняли в разговоре?

22.Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

23.Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24.Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

25.Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26.Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями из-за того, что Вы сказали им что-то, не подумав заранее?

27.Вы обычно предпочитаете делать несложные дела, не требующие от Вас большой энергии?

28.Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29.Любите ли Вы сидячую работу?

30.Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31.Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и, лишь потом, высказаться?

32.Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

33.Быстры ли у Вас движения рук?

34.Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малознакомых людей?

35.Легко ли Вам переключиться с одного варианта решения задачи на другой?

36.Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своём воображении негативное отношение близких Вам людей?

37.Разговорчивый ли Вы человек?

38.Вам обычно легко выполнить дело, требующее мгновенных реакций?

39.Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40.Беспокоят ли Вас страхи, что Вы не справитесь с работой?

41.Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие Вам люди указывают на Ваши личные недостатки?

42.Испытываете ли Вы тягу к напряжённой ответственной деятельности?

43.Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44.Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45.Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46.Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47.Легко ли Вы «генерируете» новые идеи, связанные с работой?

48.Сосёт ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49.Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50.Любите ли Вы браться за большие дела самостоятельно?

51.Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52.Если вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете своё обещание, независимо от того, удобно ли Вам это или нет?

53.Испытываете ли Вы чувство обиды от того, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54.Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55.Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56.Много ли в Вашей речи длительных пауз?

57.Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58.Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59.Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

60.Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланированное дело?

61.Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62.Любите ли Вы бывать в большой компании?

63.Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64.Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65.Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66.Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

67.Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

68.Часто ли Вы высказываете своё первое впечатление, не подумав?

69.Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70.Медленны ли Ваши движения, когда вы что-то мастерите?

71.Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72.Быстро ли Вы читаете вслух?

73.Вы иногда сплетничаете?

74.Молчаливы ли Вы, находясь в кругу друзей?

75.Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?

76.Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77.Охотно ли Вы выполняете работу в быстром темпе?

78.В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79.Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80.Дрожат ли у Вас иногда руки во время ссоры?

81.Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем, как высказать свое мнение?

82.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

83.Обычно Вы предпочитаете лёгкую работу?

84.Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85.Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?

86.Испытываете ли Вы тягу к людям?

87.Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

88.Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?

89.Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках или в компаниях?

91.Склонны ли Вы преувеличивать в своём воображении неудачи, связанные с работой?

92.Нравится ли Вам быстро говорить?

93.Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94.Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95.Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?

96.Вы предпочитаете медленный, спокойный разговор?

97.Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе,  которые были Вами допущены?

98.Способны ли Вы успешно выполнять длительную, трудоёмкую работу?

99.Можете ли Вы, недолго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100.Часто ли Вас беспокоит чувство уверенности в себе при общении с людьми?

101.Легко ли Вы берётесь за выполнение новых заданий?

102.Устаёте ли Вы, когда вам приходится говорить долго?

103.Вы предпочитаете работать с прохладцей, без особого напряжения?

104.Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105.Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

 

Обработка результатов.

 

Ответы испытуемого надо сравнить с ключом, приведенным ниже. За каждое совпадение начисляется один балл по соответствующей шкале. Обработка начинается с шкалы контрольных вопросов, которые выявляют степень откровенности испытуемого. Если по данной шкале испытуемый получил больше 4 баллов, то есть основания усомниться в искренности его ответов. Далее обрабатываются результаты по восьми основным шкалам.   

 

Ключ опросника ОСТ.

 

Эргичность (Эр). Да – вопросы №  4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 98; нет – вопросы № 27, 83, 103.

Социальная эргичность (Сэр). Да – вопросы № 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86; нет – вопросы № 3, 34, 74, 90, 105.

Пластичность (П). Да – вопросы № 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104; нет – вопросы № 54, 59.

Социальная пластичность (СП). Да – вопросы № 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99; нет – вопросы № 31, 81, 87, 93.

Темп (Т). Да – вопросы № 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77; нет – вопросы № 29, 43, 70, 94.

Социальный темп (СТ). Да – вопросы № 24, 37, 39, 51, 72, 92; нет – вопросы № 5, 10, 16, 56, 96, 102.

Эмоциональность (Эм). Да – вопросы № 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

Социальная эмоциональность (СЭм). Да – вопросы № 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

Контрольные вопросы на социальную желательность (К). Да – вопросы № 32, 52, 89; нет – вопросы № 12, 23, 44, 65, 73, 82.

 

По результатам обработки строится профиль. На оси Х (горизонтальная ось) обозначены шкалы, а на оси Y (вертикальная ось) — значения, показывающие выраженность того или иного свойства.

 

Рисунок. Образец профиля структуры темперамента.

 

Интерпретация результатов.

 

При интерпретации результатов принимают во внимание, что, если испытуемый получил по любой шкале оценку от 0 до 3 баллов, то можно говорить о низкой степени выраженности свойства. Если он получает от 9 до 12 баллов, то это свидетельствует о высокой выраженности свойства. Оценки, попадающие в интервал от 4 до 8 баллов, не позволяют говорить о степени выраженности свойства. Поэтому при интерпретации в первую очередь надо сосредоточиться на высоких и низких значениях. Средние значения принимаются в расчет для уточнения общей картины структуры темперамента.

Приведем краткую характеристику каждого из свойств темперамента.

Предметная эргичность (Эр). Низкие значения по этой шкале свидетельствуют о том, что у испытуемого низкий уровень потребности в освоении предметного мира. Такие люди обычно характеризуются низкой активностью в работе (умственной или физической), расслабленностью, низким жизненным тонусом, быстрой утомляемостью в труде или учебе. Высокие значения предполагают жажду деятельности, постоянной стремление к напряженному умственному и физическому труду. Их отличает избыток сил,  высокая работоспособность. Таких людей в быту часто называют “трудоголиками”.

Социальная эргичность (Сэр). Низкие значения по этой шкале имеют люди замкнутые,  предпочитающие узкий круг контактов. Они не проявляют сами инициативы в общении, стремятся уйти от социальных контактов, предпочитают занимать незаметные позиции в группе. Высокие значения свойственны людям, которые стремятся к общению, любят находиться в обществе (компании). У них много знакомых и они стремятся к расширению круга своих контактов. В группе стремятся занимать лидерские позиции.

Предметная пластичность (П). Низкие значения по этой шкале характерны для людей, которые предпочитают монотонную и однообразную работу. Они медленно приспосабливаются к новым способам выполнения деятельности, трудно переключаются с одной работы на другую, применяют однотипные способы решения задач. Высокие значения свойственны людям, стремящимся к разнообразию видов и способов деятельности. Они быстро переходят от одного способа работы к другому, легко адаптируются к изменяющимся условиям среды, им требуется мало времени, чтобы применить новый способ решения задач.

Социальная пластичность (СП). Низкие значения по этой шкале характерны для людей, которые испытывают трудности при вступлении в новые социальные контакты, в процессе общения медленно переключаются с одного содержания на другое, от одного собеседника к другому. Поэтому формы их взаимодействия с другими людьми однообразны и стереотипны. Высокие значения свойственны людям, быстро вступающим в новые социальные контакты, они легко переключаются с одного предмета общения на другой, быстро приспосабливаются к манере общения незнакомого собеседника. В то же время им свойственна некоторая импульсивность, расторможенность в общении.

Предметный темп (Т). Низкие значения по шкале свойственны людям с замедленными движениями и действиями. Они склонны медленно выполнять какую-либо работу. Высокие значения по шкале характерны для людей с высокой скоростью выполняющих какую-либо деятельность.

Социальный темп (СТ). Низкие значения по шкале характеризуют людей с медленной, неторопливой речью, небогатой мимикой и жестикуляцией в разговоре. Высокие значения свойственны людям, которые быстро говорят, и так же хорошо воспринимают быструю речь собеседника. Мимика и жестикуляция в разговоре более выражены.

Эмоциональность (Эм).  Низкие значения по шкале свидетельствуют о невысокой чувствительности (безразличии) к расхождению  между  задуманным, ожидаемым,  планируемым действием и реальным результатом. Такие люди спокойны,  уверены в себе при  выполнении  любого дела; они меньше переживают неудачи, для них характерно  отсутствие тревоги,  беспокойства в случае невыполнения или плохого выполнения работы. Высокие значения по шкале означают повышенную чувствительность к расхождению между планируемым действием и его результатами. Таким людям присуще постоянное ощущение неполноценности продукта  своей деятельности; они проявляют высокий уровень беспокойства, неуверенности, тревоги по поводу работы; им свойственна высокая чувствительность к неудачам в работе (учебе).

Социальная эмоциональность (СЭм). Низкие баллы по шкале свидетельствуют об относительном безразличии к неудачам в общении. Такие люди чувствуют себя спокойно и уверенно в общении с окружающими; они мало чувствительны к малозаметным аспектам, нюансам социального взаимодействия. Высокие баллы по шкале характеризуют людей высокочувствительных к неудачам в общении. Им нередко свойственно ощущение беспокойства,  неуверенности,  тревоги в процессе общения, высокая ранимость, но вместе с тем чуткость к окружающим.

 

При интерпретации важно обратить внимание не только на выраженность отдельных свойств, но и проанализировать их взаимосвязь. Прежде всего можно рассмотреть, есть ли различия в выраженности свойств, относящихся к разным сферам (предметной и коммуникативной). При этом шкалы эргичности, пластичности и темпа образуют общий интегральный показатель — активность. Кроме того, данные опросника могут быть соотнесены с классической типологией темпераментов. Низкие значения по всем шкалам соответствуют темпераменту флегматика; низкие значения по   первым шести шкалам и высокие по остальным отвечают темпераменту меланхолика; высокие значения по первым шести шкалам и низкие по остальным указывают на темперамент сангвиника; высокие значения по всем шкалам свидетельствуют о темпераменте холерика.

Для ориентировки приведем профиль типичных представителей каждого из темпераментов.

 

   

 

Рекомендуемая литература

 

1.Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 2000.- С. 352-358.

2.Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2001.- С. 553-566.

3.Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психол. журнал. 1989. Т.10. №1. С.10-21.

 



[1] Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психол. журнал. 1989. Т.10. №1. С.10-21.



Hosted by uCoz