Псипрактикум

Оглавление

©Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин,2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 6. Изучение самоотношения личности

 

I. Решить задачи.

Задача 1.

Определите, к какому из направлений психологической науки следует отнести приведенные ниже высказывания:

1. “Основную проблему нашей теории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого”.

2.(..) Поскольку при объективном изучении человека мы не наблюдаем ничего такого, что можно было бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку мы не считаем, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии.”

3. “Внутренне движение индивидуального сознания порождается движением предметной деятельности человека (...) Сознание является продуктом деятельности в предметном мире.”

 

Задача 2

Прочитайте представленное ниже высказывание Э.Фромма и определите какие понятия обзначены знаками “X” и “Y”?

“Х относится к способу реакции, он конституционален и неизменяем; Y же, по существу, формируется личными переживаниями, особенно переживаниями раннего периода жизни, и изменяем, в известной мере, посредством новых видов переживаний. Если человек, например, обладает (одним из) Х, его способ реакции — “быстрый и сильный”. Но в чем он быстр и силен, это зависит от вида его отношений с миром, от его Y. Если человек плодотворная, справедливая, любящая личность, он будет реагировать быстро и сильно, когда любит, когда разгневан несправедливостью и когда увлечен новой идеей. Если это деструктивный или садистский Y, он будет быстр и силен в своей деструктивности или в своей жестокости”.

 

 

II. практическое задание.

II. При выполнении данного задания используется тест-опросник самоотношения, разработанный В.В.Столиным и С.Р.Пантилеевым[1]. Самоотношение является составляющей самосознания человека и характеризует эмоциональные переживания относительно собственного “Я”: своих достижений, способностей, характера и других черт личности. Оно оказывает существенное влияние на поступки, стиль и способы поведения человека. С ним тесно связано то, как человек отражает и интерпретирует окружающую действительность.

 

Процедура исследования

 

Тест-опросник самоотношения (ОСО) представляет собой набор утверждений, относящихся к эмоциональной оценке собственного “Я”. Всего испытуемому предлагается 57 вопросов-утверждений.

Испытуемому дается следующая инструкция: “Вам будут предъявляться вопросы в виде утверждений об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т.п. Вопросы составлены так, что не требуется большого времени на их обдумывание. Предполагается два варианта ответов: “да — согласен” или “нет — не согласен”.  Давайте первый ответ, который придет Вам в голову. Помните, что “хороших” или “плохих” ответов не быть не может и старайтесь отвечать искренне”.

При выполнении опросника не предполагается использование специального бланка. Испытуемый может давать ответы на листке бумаги, где должен отметить номер утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ним.

 

Опросник включает следующие шкалы:

Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственного «Я» испытуемого;

Шкала I – самоуважение;

Шкала II – аутосимпатия;

Шкала III – ожидание положительного отношения от других;

Шкала IV – самоинтерес.

 

Текст опросника.

 

1.      Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2.      Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3.      Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4.      Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5.      Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6.      Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает, то насколько мой образ далек от действительности.

7.      Мое «Я» всегда мне интересно.

8.      Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9.      В моей жизни есть или по крайней мере были люди, с которыми я был чрезвычайно близок.

10.    Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11.    Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел.

12.    Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13.    Я сам хотел во многом себя переделать.

14.    Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15.    Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16.    Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17.    Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18.    Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19.    Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20.    Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21.    Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22.    Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23.    У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24.    Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25.    Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.

26.    Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27.    К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28.    Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29.    Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30.    У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31.    В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32.    Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33.    Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34.    Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю себя, разумно ли это.

35.    Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он тут же понял, какое я ничтожество.

36.    Временами я сам собой восхищаюсь.

37.    Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38.    В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39.    Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40.    Иногда я сам себя плохо понимаю.

41.    Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42.    Дума, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43.    В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других острую неприязнь.

44.    Большинство моих знакомых не принимает меня уж так всерьез.

45.    Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46.    Я вполне могу сказать, что уважаю себя сам.

47.    Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48.    В целом, меня устраивает то, какой я есть.

49.    Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50.    Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51.    Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52.    Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53.    То, что во мне происходит, как правило мне понятно.

54.    Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55.    Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56.    Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

57.    Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

 

Обработка результатов

Подсчет показателей испытуемого по каждой из шкал проводится путем сравнения исходных данных с ключом (см. ниже). За каждое совпадение начисляется один балл.

 

Ключ для обработки

Шкала S (интегральная):

«+»:  2, 5, 23, 33, 27, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

«-»: 6, 9, 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (I):

«+»: 2, 23, 53, 57.

«-»: 8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II):

«+»: 12, 18, 28, 29, 37, 46, 48, 54.

«-»: 4, 9, 11, 16, 19, 24, 45, 46.

Шкала ожидания положительного отношения других (III):

«+»: 1, 5, 10, 15, 42, 55.

«-»: 3, 26, 30, 32, 43, 44, 49.

Шкала самоинтереса (IV):

«+»: 7, 17, 20, 33, 34, 52.

«-»: 14, 51.

 

Интерпретация результатов

 

Прежде всего нужно сделать вывод относительно глобального самоотношения испытуемого (шкала S). Высокий балл показывает, что испытуемый в целом позитивно относится к себе, принимает самого себя относительно независимо от мнения окружающих. В этом случае испытуемый положительно оценивает свойства и качества своей личности. Низкий балл по шкале S указывает на общую антипатию к самому себе, негативный баланс оценок своих свойств и качеств.

Далее следует обратиться к объяснению результатов с точки зрения четырех остальных шкал, дающих более детальную картину самоотношения.

Шкала самоуважения. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что человек верит в свои силы, способности, энергию, самостоятельность. Он полагает, что может осуществить задуманное, опираясь на свои силы. Он верит в то, что контролирует собственную жизнь. Низкие баллы характерны для людей, которые слабо вперят в свои возможности и способности. Они полагают, что события их жизни плохо предсказуемы и определяются в основном внешними обстоятельствами.

Шкала аутосимпатии. Высокий балл по этой шкале говорит о том, что испытуемый одобряет себя как в целом, так и своих частных проявлениях. Он доверяет самому себе, имеет положительную самооценку. Низкий балл означает, что испытуемый склонен отмечать  себя в основном недостатки. Ему характерны такие реакции на себя, как: раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров (и поделом тебе”).

Шкала самоинтереса. Высокие баллы по этой шкале говорят о близости человека к самому себе (интерес к собственным мыслям, чувствам и переживаниям). Эти показатели также отражают уверенность в своей интересности для других.

Шкала ожидаемого отношения от других. Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что человек полагает, что другие люди в целом относятся к нему положительно. Это касается как близких людей, так и малознакомых. Низкий балл говорит о том, что от других людей человек ждет преимущественно отрицания как его внутренних достоинств, так и его внешности.

После того как будет получена интерпретация отдельно по каждой из шкал, нужно порассуждать об их соотношении. Важно понять то, какой вклад вносит каждый из этих показателей в общую картину самоотношения. Какой из них обладает наибольшим весом в структуре самоотношения испытуемого, какой наименьшим? На основании этих рассуждений нужно попытаться составить своеобразный психологический портрет ислытуемого с точки зрения самоотношения.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.- С. 6-30.

2.Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.- С. 163-177.

 



[1] В.В.Столин, С.Р.Пантилеев Тест-опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.- С. 123-129.



Hosted by uCoz