Псипрактикум

Оглавление

©Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин, 2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 5. Изучение особенностей личности, проявляющихся в межличностном взаимодействии

 

I. Решить задачи

 

Задача 1

Какие методы были применены в исследованиях, описания которых приведены ниже.

1.Собирая материал о жизни бродяг, американский исследователь Н.Андерсон сам в течение многих месяцев скитался с ними по стране.

2.Слепоглухонемая О.И. Скороходова обобщила свой уникальный жизненный опыт в книге “Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир”.

3.Оценка особенностей интеллектуальной деятельности часто проводится с использованием специально подобранных групп задач. Испытуемому предлагают решить эти задачи. После этого число решенных задач сравнивают с данными, полученными при использовании этих же заданий на достаточно большой совокупности людей того же возраста и социального положения. На основе сравнения делают заключение об уровне интеллектуального развития испытуемого.

4.Чтобы изучить мотивы учебной деятельности школьников применяется следующий метод. Исследователь спрашивает ученика:”Если бы у тебя была возможность изменить существующее расписание уроков, то по каким предметам ты добавил бы количество часов, а по каким убавил бы?”После этого задается ряд вопросов, направленных на выявление причин, в силу которых школьнику нравится или не нравится тот или иной предмет. На основе анализа ответов ученика делается вывод о преобладании в его учебной деятельности тех или иных мотивов.   

 

Задача 2

Какие свойства образа восприятия проявляются в приведенных ниже примерах:

А. Отображение картонного круга на сетчатке глаза может быть эллиптическим, но испытуемый тем не менее называет предмет кругом.

Б. Известны факты помехоустойчивости восприятия строки печатного текста при наложении помех на 85% ее площади.

В. Если внутреннее пространство, имеющее обычный формат комнаты, подвергнуть вытягиванию в длину, то «после какой-то обычной формы, близкой по контуру основания к квадрату, мы долго еще будем воспринимать одно и то же качество, качество "комнатности", пока, наконец, комната не вытянется настолько, что мы увидим не комнату, а коридор. Начнем сужать коридор – долго еще будет коридор, пока не увидим щель. Вернемся к нашей комнате и будем поднимать потолок. Настанет момент, когда мы увидим себя в колодце» (Н.Н.Волков).  

Г. Женщина в группе мужчин воспринимается отчетливее, чем в группе женщин.

 

II.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

II. Для выполнения этого задания предлагается использовать методику диагностики межличностных отношений (ДМО) в основе которого лежит метод интерперсональной диагностики Т.Лири[1]. Цель исследования — выявить преобладающие черты характера, проявляющиеся в ситуациях межличностного взаимодействия. Данный опросник позволяет оценить не все черты характера человека, а только те, которые наиболее значимы по отношению к другим людям. Чтобы описать подобные черты более объективно и полно в данном задании предполагается сопоставление двух рядов данных: реальной самооценки человека и оценки того, каким он хотел бы быть.

 

Процедура исследования.

Вначале надо изготовить бланк ответов. Он имеет следующий вид (см. ниже).

Бланк ответов.

 

Я — реальное 

Я — идеальное

1.       

33.    

65.    

97.    

1.       

33.    

65.    

97.    

2.       

34.    

66.    

98.    

2.       

34.    

66.    

98.    

3.       

35.    

67.    

99.    

3.       

35.    

67.    

99.    

4.       

36.    

68.    

100.  

4.       

36.    

68.    

100.  

5.       

37.    

69.    

101.  

5.       

37.    

69.    

101.  

6.       

38.    

70.    

102.  

6.       

38.    

70.    

102.  

7.       

39.    

71.    

103.  

7.       

39.    

71.    

103.  

8.       

40.    

72.    

104.  

8.       

40.    

72.    

104.  

9.       

41.    

73.    

105.  

9.       

41.    

73.    

105.  

10.    

42.    

74.    

106.  

10.    

42.    

74.    

106.  

11.    

43.    

75.    

107.  

11.    

43.    

75.    

107.  

12.    

44.    

76.    

108.  

12.    

44.    

76.    

108.  

13.    

45.    

77.    

109.  

13.    

45.    

77.    

109.  

14.    

46.    

78.    

110.  

14.    

46.    

78.    

110.  

15.    

47.    

79.    

111.  

15.    

47.    

79.    

111.  

16.    

48.    

80.    

112.  

16.    

48.    

80.    

112.  

17.    

49.    

81.    

113.  

17.    

49.    

81.    

113.  

18.    

50.    

82.    

114.  

18.    

50.    

82.    

114.  

19.    

51.    

83.    

115.  

19.    

51.    

83.    

115.  

20.    

52.    

84.    

116.  

20.    

52.    

84.    

116.  

21.    

53.    

85.    

117.  

21.    

53.    

85.    

117.  

22.    

54.    

86.    

118.  

22.    

54.    

86.    

118.  

23.    

55.    

87.    

119.  

23.    

55.    

87.    

119.  

24.    

56.    

88.    

120.  

24.    

56.    

88.    

120.  

25.    

57.    

89.    

121.  

25.    

57.    

89.    

121.  

26.    

58.    

90.    

122.  

26.    

58.    

90.    

122.  

27.    

59.    

91.    

123.  

27.    

59.    

91.    

123.  

28.    

60.    

92.    

124.  

28.    

60.    

92.    

124.  

29.    

61.    

93.    

125.  

29.    

61.    

93.    

125.  

30.    

62.    

94.    

126.  

30.    

62.    

94.    

126.  

31.    

63.    

95.    

127.  

31.    

63.    

95.    

127.  

32.    

64.    

96.    

128.  

32.    

64.    

96.    

128.  

 

 

Описание методики.

 

Методика представляет собой набор характеристик, по которым испытуемый оценивает себя. Каждая из 128 характеристик имеет свой порядковый номер. Оценивая себя по пунктам  опросника, испытуемый должен на сетке зачеркивать крестом номера, соответствующие тем характеристикам, которые он находит у себя, оставляя незачеркнутыми остальные.

Инструкция:

Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если "да", то в бланке перечеркните крестом цифру соответствующую порядковому номеру характеристики. Если - "нет", то не делайте никаких пометок в бланке. Будьте внимательны и откровенны.

(после этого испытуемый заполняет левую часть бланка — “Я — реальное”).

После того, как испытуемый выполнил это задание, ему предлагается вторая инструкция. Используя оставшуюся часть бланка, оцените тот образ Я, к которому Вы стремитесь, т.е. опишите с помощью тех же характеристик “идеал” Вашего Я. При это не забудьте включить и те свойства, которыми Вы обладаете, если они не противоречат Вашим представлениям об идеале.

 

Список характеристик.

 

1. Умеет нравиться

2. Производит впечатление на окружающих

3. Умеет распоряжаться, приказывать

4. Умеет настоять на своем

5. Обладает чувством достоинства

6. Независимый

7. Способен сам позаботиться о себе

8. Может проявить безразличие

9. Способен быть суровым

10. Строгий, но справедливый

11.Может быть искренним

12. Критичен к другим

13. Любит поплакаться

14. Часто печален

15. Способен проявлять недоверие

16. Часто разочаровывается

17. Способен быть критичным к себе

18. Способен признать свою неправоту

19. Охотно подчиняется

20. Покладистый

21. Благодарный

22. Восхищающийся и склонный к подражанию

23. Уважительный

24. Ищущий одобрения

25. Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

26. Стремится ужиться с другими

27. Доброжелательный

28. Внимательный и ласковый

29. Деликатный

30. Ободряющий

31. Отзывчивый к призывам о помощи

32. Бескорыстный

33. Способен вызывать восхищение

34. Пользуется у других уважением

35. Обладает талантом руководителя

36. Любит ответственность

37. Уверен в себе

38. Самоуверен и напорист

39. Деловитый, практичный

40. Соперничающий

41. Стойкий и крутой, где надо

42. Неумолимый, но беспристрастный

43. Раздражительный

44. Открытый и прямолинейный

45. Не терпит, чтобы им командовали

46. Скептичен

47. На него трудно произвести впечатление

48. Обидчивый, щепетильный

49. Легко смущается

50. Неуверенный в себе

51. Уступчивый

52. Скромный

53. Часто прибегает к помощи других

54. Очень почитает авторитеты

55. Охотно принимает советы

56. Доверчив и стремится радовать других

57. Всегда любезен в обхождении

58. Дорожит мнением окружающих

59. Общительный и уживчивый

60. Добросердечный

61. Добрый, вселяющий уверенность

62. Нежный и мягкосердечный

63. Любит заботиться о других

64. Щедрый

65. Любит давать советы

66. Производит впечатление значительности

67. Начальственно-повелительный

68. Властный

69. Хвастливый

70. Надменный и самодовольный

71. Думает только о себе

72. Хитрый

73. Нетерпим к ошибкам других

74. Расчетливый

75. Откровенный

76. Часто недружелюбен

77. Озлоблен

78. Жалобщик

79. Ревнивый

80. Долго помнит обиды

81. Склонный к самобичеванию

82. Застенчивый

83. Безынициативный

84. Кроткий

85. Зависимый, несамостоятельный

86. Любит подчиняться

87. Предоставляет другим принимать решения

88. Легко попадает впросак

89. Легко поддается влиянию друзей

90. Готов довериться любому

91. Благорасположен ко всем без разбора

92. Всем симпатизирует

93. Прощает все

94. Переполнен чрезмерным сочувствием

95. Великодушен и терпим к недостаткам

96. Стремится помочь каждому

97. Стремящийся к успеху

98. Ожидает восхищения от каждого

99. Распоряжается другими

100. Деспотичный

101. Относится к окружающим с чувством превосходства

102. Тщеславный

103. Эгоистичный

104. Холодный, черствый

105. Язвительный, насмешливый

106. Злой, жестокий

107. Часто гневлив

108. Бесчувственный, равнодушный

109. Злопамятный

110. Проникнут духом противоречия

111. Упрямый

112. Недоверчивый и подозрительный

113. Робкий

114. Стыдливый

115. Услужливый

116. Мягкотелый

117. Почти никому не возражает

118. Навязчивый

119. Любит, чтобы его опекали

120. Чрезмерно доверчив

121. Стремится снискать расположение каждого

122. Со всеми соглашается

123. Всегда со всеми дружелюбен

124. Всех любит

125. Слишком снисходителен к окружающим

126. Старается утешить каждого

127. Заботится о других в ущерб себе

128. Портит людей чрезмерной добротой

 

 

Обработка результатов.

 

В данной методике предусмотрен подсчет результатов по 8 позициям. Обратите внимание, что каждая из частей бланка разделена на восемь строк  по 16 вопросов. Например, в первую строку попали вопросы (1, 2, 3, 4, 33, 34, 35, 36, 65, 66, 67, 68, 97, 98, 99, 100). Нужно подсчитать количество зачеркнутых чисел (номеров вопросов) в каждой из восьми строк. Эта процедура проделывается как для самооценки каждого испытуемого, так и для оценки своего идеала. В итоге испытуемый должен получить два ряда оценок, которые заносятся в таблицу.

 

Номер

позиции

Я — реальное

Я — идеальное

I

 

 

II

 

 

III

 

 

IV

 

 

V

 

 

VI

 

 

VII

 

 

VIII

 

 

 

 

Интерпретация результатов.

 

1. Каждая из восьми позиции представляет определенную устойчивую черту характера человека, которая проявляется во взаимодействии с другими людьми. Они могут иметь разную степень выраженности (от 0 до 16). Если показатель по данной черте не превышает 8 баллов, то данная черта не считается выраженной чрезмерно. Показатели свыше 8 баллов свидетельствуют о чрезмерной выраженности данной черты. Это может приводить к сложностям в общении. Низкие показатели по всем 8 позициям (от 0 до 3 баллов) могут быть результатом скрытности, неоткровенности испытуемого. Если ни одна из черт не получила оценку выше 4 баллов, то данные исследования нельзя признать достоверными.

 

I) Властный-лидирующий. При умеренно выраженных баллах (до 8) характерна уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. При высоких показателях - нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей (до 12), поучающая манера речи, потребность командовать другими, черты деспотизма (выше 12 баллов).

II) Независимый-доминирующий. При умеренных показателях стиль межличностных отношений характеризуется от уверенного, независимого, соперничающего (в пределах 8-ми баллов) до самодовольного, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе (при высоких баллах: 12-16). Людям, имеющим высокий балл по данной характеристике, могут быть свойственны черты самодовольства, эгоцентричность, стремление занимать обособленную позицию в группе. Доминантность в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремление вести людей за собой, заражать их своими идеями(по сравнению с первой позицией).

III) Прямолинейный-агрессивный. В зависимости от степени выраженности показателей эта характеристика предполагает искренность, непосредственность, настойчивость в достижении цели (умеренные баллы) или чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость (высокие баллы). Людям, имеющим высокий балл по этому показателю, может быть свойственна негибкость установок, сочетающаяся с твердым убеждением  в их правильности. При противодействии со стороны окружающих, критике в свой адрес легко возникает чувство враждебности, обиды, которые быстро проходят в комфортной для человека ситуации (когда не ущемляется престиж личности).

IV) Недоверчивый-скептический. Характерны реалистичность суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов). При высоких баллах крайне обидчивое и недоверчивое отношение к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством окружающими и подозрительностью. Такие люди изначально убеждены в недоброже­лательности окружающих, проявляют опережающую агрессию, будучи уверенными  в недоброте других людей. По сравнению с типом III конфликтность может быть не столь заметной в поведении. Агрессия как бы “накапливается” внутри, создавая психологическую напряженность.

V) Покорно-застенчивый. Отражает такие особенности межличностных отношений как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности. При высоких баллах — полная покорность, повышенное чувство вины, самоуничижение. Преобладание баллов по этой характеристике свидетельствует об интровертированности, неуверенности в себе, заниженной самооценке, тревожности. Такой человек склонен винить себя во всем при неудачах, избегать широких контактов и социальных ролей, в которых он мог бы привлечь к себе внимание окружающих. Вместе с тем, выражена щепетильность в вопросах морали и совести. Присуща ответственность и исполнительность в работе.

VI) Зависимый-послушный. При умеренных баллах характерна потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружающих. Высокая зависимость от мнений и оценок окружающих связана с сильно развитой потребностью в социальном одобрении. Самооценка неустойчива, такой человек скорее предпочтет изменить свое собственное мнение, чтобы сохранить хорошие отношения с окружающими. Исполнительность и ответственность в работе создают о нем благоприятное впечатление в коллективе, однако, неуверенность в принятии решении не позволяет им занимать лидерские позиции.

VII) Сотрудничающий-конвенциальный. Это стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству со значимой группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. Избыточность в проявлении данного стиля межличностного отношения проявляется в чрезмерно компромиссном поведении, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлении подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

VIII) Ответственно-великодушный. Проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности. Высокие баллы свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок, подчеркнутом альтруизме. Характерно легкое “вживание” в разные социальные роли, коммуникабельность, стремление к деятельности, полезной для всех людей, жертвенность. Ярко выражена потребность производить приятное впечатление, артистизм. Такие люди демонстрируют сильную эмоциональную вовлеченность в какое-либо дело (увлеченность каким-либо человеком), однако это может не соответствовать подлинным чувствам человека.

 

2. Результаты исследования удобно представить графически. Для этого вычерчивается специальная диаграмма следующего вида.

 

Для оценки реального и идеального Я диаграммы вычерчиваются отдельно. Диаграмма состоит из четырех концентрических окружностей, разбитых на восемь секторов-октантов. Каждый из секторов соответствует описанным выше позициям. На уровне соответствующем полученному баллу проводится дуга и отделенная дугой внутренняя часть сектора заштриховывается. Таким образом, получается некоторое подобие веера. Возможно расположить данные по реальному и идеальному Я и на одной диаграмме. Но в этом случае штриховку надо делать разными цветами.

3. Интерпретация результатов включает в себя, во-первых, анализ реального Я человека, во-вторых — сопоставление актуального и идеального образа Я. При объяснении надо опираться на содержание указанных восьми позиций. Обратите внимание, что противоположные сектора диаграммы (например, I и V; II и VI и т.д.) отражают полярные типы поведения человека, которые взаимоисключают друг друга. Если наблюдается одновременное преобладание баллов по таким противоположным октантам, то это свидетельствует о внутриличностном конфликте.

Далее следует сопоставить данные по реальному и идеальному Я. Насколько они отличаются друг от друга в целом и по отдельным позициям? Здесь опять надо обратить внимание на полярные октанты. Если в образе реального Я пятый октант больше других, а в образе идеального Я он уменьшен и ему противопоставлении увеличенный первый октант, то испытуемый считает себя избыточно пассивным, застенчивым и робким в межличностных отношениях и хотел бы от этих свойств избавиться. Если на диаграмме реального Я преобладают октанты, отражающие характеристики зависимого и конформного поведения (V, VI, VII), а на диаграмме идеального Я октанты, характеризующие независимость и доминантность (I, II и III), то испытуемый, возможно, переживает подчиненность своей позиции, и его усилия направлены на повышение своего социального статуса. Если соотношение обратное, то испытуемый, возможно, хотел бы быть ближе к окружающим его людям и хотел бы избавиться от тех черт характера, которые способствуют разладу в межличностных отношениях.

 

 



[1] Собчик Л.Н. Диагностика межличностностных отношений. Модифи­ци­рованный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство.- М., 1990.



Hosted by uCoz