Псипрактикум

Оглавление

©Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин, 2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 4. Изучение интеллектуальных особенностей учащегося

 

I. Решить задачи

Задача 1.

Какие методы были применены в исследованиях, описания которых приведены ниже.

1.С целью изучения мотивов учебной деятельности школьников психолог присутствовал на уроках и с помощью специально разработанной схемы фиксировал поведенческие реакции учеников на различных этапах урока.

2.В исследовании В.А. Петровского игровая комната детей была разделена на две части ленточкой. В одной половине были пианино, мяч, современные игрушки. В другой ничего не было. Ребенку говорили: “Играй здесь (т.е. в половине с игрушками), но за ленточку не ходи”. После этого психолог покидал игровую комнату, но наблюдал за поведением детей через специальное окошко.

3.Для изучения объема внимания применяют специальный прибор - тахистоскоп. Он представляет собой экран на котором в течение строго заданного промежутка времени появляется стимул или ряд стимулов. Предлагая испытуемому воспроизвести то, что он увидел на экране, можно судить о большем или меньшем объеме внимания.

4.Для исследования памяти испытуемому предлагается ряд бессмысленных слогов, которые он должен запомнить и воспроизвести по требованию экспериментатора через определенный промежуток времени.

 

Задача 2.

Какие закономерности, относящиеся к психологии памяти, лежат в основе описанных ниже фактов:    

1.Любители телевизионных сериалов легко помнят перипетии сюжета, многочисленных действующих лиц и мелкие детали достаточно продолжительное время в течение его показа. Однако, как только сериал заканчивается, даже воспроизведение общего сюжета и основных персонажей вызывает у тех же людей значительные трудности.

2.По словам Ф. Ницше, человек может наблюдать следующий психический феномен: «Моя память твердит мне, что я сделал это. Моя совесть говорит, что я не мог этого сделать. Проходит время, и память отступает».

3.Когда учителю приходится диктовать текст для его записи учениками, то не следует одновременно называть более семи слов.

4.«Раскольников жадно осматривался направо и налево...и ни на чем не мог сосредоточить внимание; все выскользало.«Вот чрез неделю, чрез месяц меня провезут куда-нибудь по этому мосту, как-то я тогда взгляну на эту канаву, запомнить бы это - мелькнуло у него в голове. - Вот эта вывеска, как-то я прочту эти самые буквы? Вот тут написано «Таварищество», ну, вот и запомнить это а, букву а, и посмотреть на нее через месяц, на это самое а: как-то я тогда посмотрю? что-то я тогда буду ощущать и думать?» (Ф.М,Достоевский).

5.В фильме «Огни большого города» приводится следующий эпизод: Чарли спасает от самоубийства одного пьяного в стельку миллионера. Всякий раз, когда миллионер, будучи нетрезвым, встречает Чарли, то обходится с ним как с лучшим другом и приглашает к себе. Но когда на утро он трезвеет, он видит в Чарли лишь незваного гостя и выставляет его за дверь.

6.Психиатр Э. Клапаред описал интересный факт, наблюдавшийся у одного из его больных, страдавшего амнезией. Несколько дней подряд он здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой. Больной через некоторое время перестал подавать руку Э.Клапареду, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни  того, что с ним здоровались. 

 

 

 

Ii. практическое задание

II. Для оценки интеллектуальных особенностей учащихся часто применяют различные тестовые методики. К ним относится и предлагаемый здесь Краткий ориентировочный тест (КОТ)[1]. Это адаптированный вариант теста Вандерлика. Он включает в себя 50 заданий, выполняемых за ограниченное время — 15 минут. Методика может применяться начиная с 11-12 лет.

Вам предлагается взять для исследования двух-трех испытуемых. Желательно, чтобы один из них был хорошо успевающим в школе, а другой — испытывал те или иные трудности в усвоении учебных предметов. В отчете надо предварительно дать краткую характеристику этих учеников, включающую важную, с Вашей точки зрения, информацию о них. Например, общая успеваемость, успеваемость по отдельным предметам, особенности поведения во время уроков и на переменах, обстановка в семье, типичные трудности в обучении и т.п.

С каждым из испытуемых индивидуально проводится Краткий ориентировочный тест. И инструкция, и задания обязательно должны предъявляться в письменном виде, а не зачитываться. Однако, следует наблюдать за тем, как школьники выполняют тест.

Порядок выполнения теста учащимися следующий.

1. Учащемуся предъявляется текст инструкции для внимательного ознакомления и специальный бланк, где обозначены номера соответствующих заданий. Он может изучать ее в течение любого времени. Экспериментатору необходимо убедиться, что испытуемый правильно понял инструкцию, ответить на возникшие вопросы. После того, как испытуемый полностью поймет, что надо делать, можно приступать к тестированию.

2. Экспериментатор предъявляет испытуемому текст заданий теста и засекает время. Во время выполнения теста экспериментатору следует воздерживаться от любых вмешательств в ход работы школьника. Он не должен отвечать на вопросы, делать замечания, давать дополнительные инструкции. Вместе с тем, надо следить, как именно испытуемый выполняет тест, фиксировать его высказывания, эмоциональные проявления.

3. По истечении 15 минут экспериментатор должен прервать работу испытуемого и отметить, на каком задании тот остановился. Тем не менее надо дать возможность испытуемому и дальше продолжать решать тестовые задания, поскольку  это дает важный дополнительный материал для анализа.

4. Экспериментатор может затем попросить испытуемого уточнить тот или иной свой ответ, пояснить решение какого-либо из заданий теста, указать, выполнение каких заданий вызвало затруднения и т.д. Эта беседа также может дать дополнительный материал для анализа.

 

Краткий ориентировочный тест.      

 

 

ИНСТРУКЦИЯ

 

Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.

Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:

«Быстрый» является противоположным по смыслу слову: 1 - тяжелый; 2- упругий; 3 - скрытный; 4 - легкий; 5 - медленный. (Правильный ответ - 5).

Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько стоит 2,5 литра? (Правильный ответ - 110 копеек или 1,1 руб).

Минер-минор. Эти два слова являются: 1 - сходными; 2 - противоположными; 3 - ни сходными, ни противоположными по значению (Правильный ответ - 3).

Тест, который Вам будет предложен сейчас содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете и не тратьте много времени на один вопрос. О том, что Вам непонятно спросите перед выполнением теста. Во время работы вопросы задавать нельзя. После команды переверните страницу и начинайте работать.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Одиннадцатый месяц года это: 1 - октябрь; 2 - май; 3 - ноябрь; 4 - февраль.

2. СУРОВЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 - резкий; 2 - строгий; 3 - мягкий; 4 - жесткий; 5 - неподатливый.

3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других: 1 - определенный, 2 - сомнительный, 3 - уверенный, 4 - доверие, 5 - верный.

4. Ответьте «ДА» или «НЕТ». Сокращение «н.э.» означает: «нашей эры»(новой эры).

5. Какое из следующих слов отлично от других: 1 - петь, 2 - звонить, 3 - болтать, 4 - слушать, 5 - говорить.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 - незапятнанный, 2 - непристойный, 3 - неподкупный, 4 - невинный, 5 - классический.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ как ОБОНЯНИЕ и НОС: 1 - сладкий, 2 - язык, 3 -запах, 4 - зубы, 5 - чистый.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp M.C.                           Sharp M.C.

Filder E.H.                            Filder E.N.

Connor M,G.                        Conner M,G.

Woesner O.W.                      Woerner O.W.

Soderquist P.E.                     Soderquist B.E.

 

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову: 1 - очевидный, 2 - явный, 3 - недвусмысленный, 4 - отчетливый, 5 - тусклый.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов, заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют: 1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько стоит 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

5296    

5296

66986

69686

834426

834426

7354256

7354256

611971172

611971172

83238224

83238234

 

14. БЛИЗКИЙ является противоположным слову: 1 - дружеский, 2 - приятельский, 3 - чужой, 4 - родной, 5 - иной.

15. Какое число является наименьшим:

6               0,7               9             36                0,31           5?

 

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова

есть             соль               любовь          жизни.

 

17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 
 

 

 

 


18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют: 1 - сходное значение, 2 - противоположное, 3 - ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то напишите «П», если неправильно, то «Н».

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕТ ЗАРОСШИЙ.

21. Две из приведенных фраз имеют одинаковый смысл. Найдите их.

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. Какое число должно стоять вместо знака «?»:

     73      66      59      52        45     38     ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же как и в: 1 - июне, 2 - марте, 3 - мае, 4 - ноябре.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет: 1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Все передовые люди - члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Боре столько же лет, сколько  Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 руб. Сколько килограмм мясного фарша можно купить за 80 коп?

28. РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ. Эти слова: 1 - схожи по смыслу, 2 - противоположны, 3 - ни схожи, ни противоположны.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе можно было получить квадрат.   

 

 



30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет: 1 - верно, 2 - неверно, 3 - неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб, был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.

 

5

 

1

 

2

 

3

 

4

 
 

 

 

 


33. На платье требуется 2 1/3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м.?

34. Значения следующих двух предложений: 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ. Эти слова: 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

36. Смысл двух английских пословиц: 1 - схож, 2 - противоположен, 3 - ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены?

38. ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ. Эти  слова по своему значению: 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 руб, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 коп?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили:

1/4         1/8          1/8        1/4          1/8         1/8        1/4       1/8         1/6

41. ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ. Эти слова являются: 1 - сходными, 2 - противоположными, 3 - ни сходными, ни противоположными.

42. Сколько соток составляет участок земли длиною 70 м и шириной 20 м?

43. Следующие две фразы по значению: 1 - сходны, 2 - противоположны, 3 - ни сходны, ни противоположны.

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое - сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили ли бы на его место:

1/4    1/6     1/8     1/9     1/12     1/14?

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб, К. - 3500 руб, П. - 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб, то насколько меньше прибыли получит Т., по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значение следующих фраз: 1 - сходно, 2 - противоположно, 3 - ни сходно, ни противоположно.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 
 


49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

 

 

 

 

50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, меньшего - 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

 

После проведения теста результаты испытуемого следует сравнить с ключом. За каждое совпадение с ним начисляется 1 балл. Отдельно надо подсчитать, сколько заданий испытуемый выполнил за 15 минут.

 

Ключ к методике.

 

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

Ответ

1

3

11

3

21

3 и 5

31

1600

41

3

2

3

12

2,70 (270)

22

31

32

1, 2, 4

42

14

3

2

13

4

23

2

33

18

43

1

4

ДА

14

3

24

1

34

3

44

800

5

4

15

0,31

25

1500(15)

35

1

45

1/10

6

2

16

НИ

26

1

36

1

46

280

7

4

17

4

27

1

37

48 (0,48)

47

4 и 5

8

1

18

4

28

1

38

1

48

3

9

5

19

3

29

2—13

39

20

49

3

10

40

20

Н

30

3

40

1/8

50

17

 

 

 

Интерпретация результатов.

 

Объяснение результатов проводится на основе количественной оценки и качественного анализа процесса выполнения. В первом случае надо соотнести показатель испытуемого (количество правильно решенных заданий за 15 минут) с нормативными данными. Согласно данным, полученным Е.В.Щербаковой при стандартизации данного теста на юношах и девушках 16 лет, средний результат по этому тесту (как для юношей, так и для девушек) находится в пределах от 14 до 26 баллов. Если показатель испытуемого выше 26 баллов, то можно говорить о том, что его интеллектуальные способности выше среднего. Если он ниже 14 баллов — то ниже среднего (подробнее см. http://psyperm.narod.ru/S8.htm ). Выводы относительно уровня интеллектуальных способностей надо делать с известной степенью осторожности. Прежде всего надо попытаться объяснить, в силу каких причин испытуемый получил тот или иной результат.

Во-первых, информативным является сопоставление результата испытуемого за 15 минут работы с числом, решенных без ограничения времени. Если тут имеются значительные расхождения, то их необходимо объяснить. Например, на результаты могли повлиять какие либо внешние обстоятельства (отвлекающие факторы). Это могут быть также внутренние факторы, такие как “скоростные” особенности нервной системы. Грубо говоря, флегматик думает медленнее, чем сангвиник, но это не означает, что его интеллект в целом ниже.

Во-вторых, нужно обратить внимание на то, в каком порядке испытуемый решает задания. Старается ли он решить их строго по порядку, или же действует избирательно? Это указывает на стратегию решения заданий теста. Так, одни испытуемые, зная сильные и слабые стороны своего ума, выбирают только те задания, которые они могут решить успешно, пропуская при этом более трудные для себя. Другие же решают все подряд, совершенно не учитывая при этом своих возможностей. В этом случае человек тратит больше времени упорно стремясь решить задание во что бы это ни стало, заранее обрекая себя на низкий балл. Этот анализ позволяет судить о двух важных сторонах интеллектуальной деятельности человека: гибкости ума (способности быстро переключаться с одной задачи на другую, учитывая общую цель — набрать большее количество баллов) и осведомленности о достоинствах и недостатках своего ума.

В-третьих, надо учитывать данные наблюдений за ходом тестирования, а также беседы с испытуемым после выполнения заданий. В ходе беседы важно обратить внимание на то, какие затруднения вызвали у испытуемого задания. Какие ошибки он систематически допускал и каковы их возможные причины? Например, один испытуемый может испытывать трудности в решении задач вербального типа (таких как 2, 3, 5, 6, 7 и т.п.); другой — невербального типа (17, 29, 32); третий — числовых задач (10, 18, 25 и т.п.). На основе этого можно составить рекомендации испытуемому по развитию соответствующих сторон ума.         

 

Рекомендуемая литература

 

1.Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2001.- С. 324-352.

2.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.- С. 16-53.

3.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.- С. 76-86.

 

 



 



[1] Бузин В.Н. Краткий ориентировочный тест // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М.: МГУ, 1989. С.112-126.

Hosted by uCoz