Псипрактикум

Оглавление

©Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин, 2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 2. Изучение индивидуально-типологических особенностей восприятия с использованием карты предметов А.Бине

 

I. Решить задачи.

Задача 1.

Ниже приведены факты, относящиеся к области неосознаваемой регуляции поведения. К какому из уровней неосознаваемых процессов следует отнести каждый из них:

А. Выполняя заказ по изготовлению большого количества несложных деталей, опытный токарь настолько привычно производит необходимые операции, что его сознание может быть обращено к событиям, не имеющим отношения к работе.

Б. Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» описал следующий факт:     «Вдруг подле него очутилась Соня... Она приветливо и радостно улыб­нулась ему, но по обыкновению робко протянула ему свою руку... Он всегда как бы с отвращением брал ее руку, всегда с досадой встречал ее, иногда упорно молчал за все время ее посещения... Но теперь их руки их руки не разнимались; он мельком и быстро взглянул на нее ничего не выговорил и опустил свои глаза в землю... Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени... Слезы стояли в их глазах....в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного Воскресения в новую жизнь...Вечером того же дня, когда уже заперли казармы, Раскольников лежал на нарах и думал о ней. Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь...каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом».

В. Семиклассник, которого поддразнивания друзей вывели из себя, изорвал учебники и тетради, ударил одного из товарищей.

Г. Испытуемым двух групп на несколько сотен миллисекунд при помощи специального устройства продемонстрировали рисунок, изображающий подростка. На картинке, которая была показана одной группе, этот подросток ударял ножом пожилого господина; на рисунке, который демонстрировался испытуемым второй группы, подросток дарил пожилому господину торт. Затем обеим группам уже на достаточно длительное время показали картинку, на которой этот подросток был изображен в нейтральной позе, и попросили его описать. При сравнении описаний выяснилось, что испытуемые первой группы описывали его как более враждебного и агрессивного, а второй – как более мягкого и миролюбивого.

 

Задача 2.

Сопоставьте мнения мыслителей эпохи Просвещения  и определите, какое содержание каждый из них вкладывает в понятие «способности»?

 

К..Гельвеций: «Все люди с обыкновенной нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».

Д.Дидро: «Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, сколько из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?»

 

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

II. Для изучения индивидуальных особенностей восприятия рекомендуется использовать одну из разновидностей методик свободного описания — карту предметов А.Бине[1].

 Материал: прямоугольная полоса желто-оранжевого картона (33,5 на  40,5 см) к которой прикреплены:  пуговица,  фотография, сюжетная картинка, монета, почтовая марка.

Примечание: все предметы прикрепляются к карте в  случайном  по рядке. По  своему усмотрению экспериментатор может варьировать способ  прикрепления. Например,  пуговица может быть приклеена  или  пришита;  монетка помещена  в  специальный  кармашек  или  укреплена при помощи прозрачного пакетика таким образом, чтобы ее можно было рассматривать с разных сторон.

В протоколе эксперимента каждый стимул подробно описывается.

До начала  исследования  экспериментатор формулирует свои предположения о возможных особенностях восприятия и описания предметов  в  зависимости от прошлого опыта испытуемого, его возраста или половой принадлежности.

 

Ход опыта.

Опыт проводится с каждым испытуемым индивидуально. В исследовании принимает участие один испытуемый.

Инструкция: "Сейчас  я Вам покажу карту,  на которой прикреплены несколько предметов и предоставлю время для ее рассмотрения.  Затем я  спрошу Вас о том,  что вы видели. Рассматривайте молча, можно перемещать и обращаться с картой как угодно".

После этого карта предъявляется на 20-30 секунд.

Экспериментатору необходимо обратить внимание на то, в каком по-рядке испытуемый рассматривает предметы, сколько времени уделяет каж-дому из них, какие манипуляции производит с картой.

После этого испытуемый рассказывает то,  что он увидел и запомнил, а экспериментатор подробно записывает эти высказывания.  На данном этапе экспериментатор должен  воздерж­и­ваться от каких-либо вопросов,  пояснений и уточнений, добиваясь максимально свободного воспроизведения. Когда испытуемый считает, что он  полностью уверен в том,  что его рассказ полный и больше он ничего не вспомнит, можно переходить к уточняющим вопросам по каждому предмету.

Примерный перечень вопросов может быть следующим:

1) Заметили ли вы монету?  Какого достоинства была  эта  монета?  Была ли видна ее передняя или оборотная сторона? Блестящего или матового она цвета? Сохранилась в хорошем виде или испорчена? и пр.

2) Заметили ли вы пуговку? Какого она цвета? Какой формы? Сплошь ли она из одного цвета?  Из какого материала?  Сколько в ней дырочек?  Как она была прикреплена к картону? и пр.

3) Заметили ли вы картинку?  Какого она цвета?  Какой она формы? Что на  ней изображено?  Далее вопросы следуют в зависимости от конкретной картинки по принципу: Кто? Где? Что делают? Зачем? Почему?

4) Заметили ли вы фотографию?  Была ли она черно-белая или цвет-ная? Какого размера? ... далее по содержанию.

5) Заметили ли вы марку?  Какого она была достоинства?  Погашена ли эта марка или нет? Какой страны эта марка?

 

В ходе беседы обязательно задаются провоцирующие вопросы (типа “А не было ли на фотографии у женщины сережек?” “Не заметили ли вы на картинке фонтана?” и т.п.) и вопросы,  на степень уверенности (типа "Вы уверены? Вы точно уверены в этом?"). Важно,чтобы экспериментатор четко представлял себе разницу между этими двумя группами вопросов.

 

Интерпретация результатов

 

Обработка и интерпретация результатов проводится в  соответствии с предположениями экспериментатора.  Информация, получаемая в ходе эксперимента касается в первую очередь особенностей тех  признаков предметов, помещенных на карту, на которые ориентируется испытуемый. В силу неопределенности задания,  испытуемый вынужден сам осуществлять анализ этих признаков с точки  зрения  субъективной значимости  их для себя.  А эта значимость,  в свою очередь, зависит от индивидуальных характеристик его опыта.  Главная задача эксперимента  -  показать  зависимость направления и результатов переработки материала от особенностей индивидуального опыта субъекта.

Для каждого из стимулов можно выделить признаки, представляющиеся наиболее существенными,  отвечающими его  "основному  назначению", и несущественные.  Для монетки существенным признаком является достоинство и страна выпуска, несущественными - рисунок, состояние (новая, потертая); для  пуговки существенны размер и способ крепления,  несущественен - цвет, материал; для марки - существенны страна, достоинство, погашена или нет, несущественны - изображение и пр., для картинки - существенен прежде всего сам сюжет,  для фотографии - способ изготовления.

Заметим, что указанные признаки нельзя считать  "абсолютно"  существенными. Нумизмат  или  филателист  могут выделить в качестве существенных совершенно иные признаки. Речь идет, таким образом, об избирательности восприятия.

Информативным с точки зрения характеристики индивидуальных  особенностей человека  является  также соотношение правильно воспроизведенной информации в ситуации свободного воспроизведения и при ответах на вопросы.

Стоит обратить внимание на "привнесения", "ложные ответы" и про-интерпретировать их  с  точки зрения закономерностей функционирования прошлого опыта испытуемого.

Наконец, степень уверенности в правильности воспроизведения имеет отношение к сформированности тех процессов, при помощи которых человек управляет своим восприятием.

В заключительной части отчета необходимо сформулировать выводы относительно того, насколько подтвердились предположения об особенностях восприятия испытуемого. Следует также сделать выводы о том, как в результатах испытуемого проявились общие закономерности восприятия (избирательность, целостность и др.) и какие были обнаружены специфические черты, связанные с влиянием прошлого опыта на восприятие испытуемого.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Горбачева Е.И. «Карта предметов» А.Бине: история создания, исследовательские возможности и перспективы применения в психологической диагностике // Психологическая диагностика. 2005. №1. С.105-120.  

2.Общая психология /Е.И.Горбачева, Е.Ю.Савин, А.Е.Фомин и др. – Калуга, 2005. – С.127-130. pdf

 



[1] Уиппл Г. Руководство к исследованию физической и психической деятельности детей школьного возраста.  - М.:  Изд-во т-ва "Мир",  1913.  С.320-350. Описание методики дано нами с некоторыми изменениями.



Hosted by uCoz