Псипрактикум

Оглавление

©Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин, 2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 10. Изучение локуса контроля личности

 

I. Решить задачи.

 

Задача 1. 

Какие факты и закономерности в области ощущения проявляются в нижеприведенных фактах?

А. Погасив вечером свет в комнате, мы сначала ничего не видим. Постепенно, однако, контуры предметов выступают все более отчетливо.

Б. Зрительное ощущение появляется при длине световой волны 380 ммк и исчезает при значении 780 ммк.

В. При усилении освещения в зале, звуки, несущиеся со сцены, стали казаться зрителям громче.

Г. Входя в темную комнату, ребенок произносит слово «темно» обычно более низким голосом. Названия маленьких предметов произносятся детьми обычно более высоким голосом, чем названия вещей крупных.

Д.  Слепоглухая О.Скороходова по запаху узнавала вошедшего в комнату человека: узнает, «читала» ли она эту газету; слушала музыку, положив руку на крышку рояля.

Е. Под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам.

 

Задача 2.

Предскажите результаты эксперимента и объясните его результаты:

Школьникам было предложено решить ряд задач, причем в одной серии опытов решались задачи по заданным условиям, в другой – испытуемые должны были сами придумать условия задачи по заданным числам, в третьей – и условия, и числа придумывались самостоятельно. Затем, через некоторое время, школьников попросили припомнить задачи, решавшиеся ими.

 

 

Ii. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

II. Одной из важных характеристик личности является степень независимости, самостоятельности человека в достижении своих целей, принятии решений, развитии ответственности за свои поступки. Такая характеристика получила название локуса контроля. Это понятие ввел американский психолог Дж.Роттер. Он предложил различать людей в зависимости от того, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два полярных типа локуса контроля: интернальный и экстернальный. В первом случае человек считает, что происходящие с ним события прежде всего зависят от его личностных качеств, таких как, способности, настойчивость, целеустремленность, ответственность. Во втором случае человек уверен, что его успехи или неудачи являются следствием внешних факторов, таких как, везение или невезение, помощь других людей, благоприятное или неблагоприятное стечение обстоятельств. Согласно Роттеру любому человеку свойственна позиция где-то между этими двумя полюсами.

Для определения локуса контроля предлагается использовать опросник локуса контроля (ЛК)[1]. К исследованию необходимо привлечь одного испытуемого. Возраст его должен быть не менее 17 лет.

 

Процедура исследования.

 

Предварительно испытуемому выдается небольшой лист бумаги, на котором проставлены номера вопросов методики (от 1 до 40).

Инструкция:

Вам будут предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласиться с ними или не согласиться. Если Вы считаете, что: “Да, я думаю примерно также”, — то поставьте на листке для ответов рядом с номером высказывания ответ “да”, или плюс. Если считаете, что: “Нет, я думаю об этом иначе”, — то поставьте рядом с номером ответ “нет”, или минус”.

 

 

Текст опросника.

1.Продвижение по службе зависит не столько от способностей и усилий человека, сколько от удачного стечения обстоятельств.

2.Большинство разводов происходит от того, что оба супруга недостаточно старались приспособиться друг к другу.

3.Ошибочно думать, что болезнь — это дело случая, и если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4.Одинокими становятся именно те люди, которые сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5.Осуществление моих желаний очень часто зависит от везения или невезения.

6.Бесполезно стараться завоевать симпатию людей, если у них сложилось предвзятое мнение о вас.

7.Внешние обстоятельства, например, родители и благосостояние, влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8.Я часто чувствую, что мало влияю на происходящие со мной события.

9.Мои отметки в учебе больше зависели от случайности, например от настроения педагога, чем от меня самого.

10.Я строю планы на будущее и знаю, что могу осуществить их.

11.То, что со стороны кажется удачей или везением, чаще всего есть следствие долгой целенаправленной деятельности.

12.Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить общение они все равно не смогут.

13.То хорошее, что я делаю, обычно по достоинству оценивается другими.

14.Думаю, что случай или судьба играют не очень важную роль в моей жизни.

15.Я стараюсь не планировать далеко вперед, так как все зависит не от меня, а от того, как сложатся обстоятельства.

16.В случае конфликта я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

17.Жизнь большинства людей в основном зависит от стечения обстоятельств.

18.Для меня лучше такое руководство, при котором я должен самостоятельно решать, как выполнить ту или иную работу.

19.Думаю, что сам по себе образ жизни не является причиной болезни.

20.Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

21.В конечном счете, за плохое руководство организацией ответственны все люди, которые в ней работают, а не только руководитель.

22.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях с близкими.

23.Если я очень захочу, то смогу расположить к себе любого.

24.На подрастающее поколение влияет так много разных факторов, что усилия родителей по воспитанию своих детей чаще оказываются бесполезными.

25.Практически все, что со мной случается, — это дело моих собственных рук.

26.Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

27.Человек, не сумевший добиться успеха в своей работе, должен согласиться с тем, что он плохо организовал свою деятельность.

28.Я могу добиться от окружающих меня людей того, что я хочу.

29.Причиной моих неприятностей и неудач очень часто были другие люди.

30.Ребенка можно уберечь от простуды, если его правильно одевать и правильно растить.

31.В сложных обстоятельствах я считаю более разумным ждать, пока проблемы разрешатся сами собой.

32.Успех, как правило, является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

33.Счастье моей семьи зависит от меня больше, чем от кого бы то ни было.

34.Зачастую мне бывает трудно понять, почему я нравлюсь одним людям, и не нравлюсь другим.

35.Я принимаю решения и действую самостоятельно, не ожидая помощи других и не надеясь на судьбу.

36.К сожалению, заслуги человека часто остаются не признанными, несмотря на все его старания.

37.В общении с людьми часто бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

38.Способные люди, не реализовавшие свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

39.Большинство моих успехов было бы абсолютно невозможно без существенной помощи других людей.

40.Практически все неудачи моей жизни происходят от моего незнания, неумения или лени.

 

Обработка результатов.

 

Обработка результатов исследования проводится по ряду параметров. Это общая интернальность (Ио), интернальность в области достижений (Ид), интернальность в области неудач (Ин), интернальность в семейных отношениях (Ис), интернальность в области производственных отношений (Ип), интернальность в области межличностных отношений (Им), интернальность в отношении здоровья и болезней (Из).

Эти параметры вычисляются при сравнении бланка ответов с ключом. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

 

Ключ для обработки опросника УСК.

 

Иоинтернальность общая:

ответы “+” (да): 2, 3, 4, 10, 11, 13, 14, 16, 18, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 32, 33, 35, 38, 40; ответы “-” (нет): 1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 15, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 29, 31, 34, 36, 37, 39.

Идинтернальность в сфере достижений:

ответы “+” (да): 11, 13, 23, 28, 32, 33; ответы “-” (нет): 1, 5.

Ин - интернальность в сфере неудач:

ответы “+” (да): 4, 16, 27, 38, 40; ответы “-” (нет): 20, 29, 36.

Ип - интернальность в сфере производственных отношений:

ответы “+” (да): 13, 18, 21, 27, 28, 32, 35, 38, 40; ответы “-” (нет): 1, 9, 15, 26, 31, 36, 37.

Иминтернальность в сфере межличностных отношений:

ответы “+” (да): 2, 4, 13, 16, 21, 23, 33; ответы “-” (нет): 6, 7, 12, 22, 24, 26, 29, 34, 37.

Ис - интернальность в сфере семейных отношений:

ответы “+” (да): 2, 4, 16, 33; ответы “-” (нет): 7, 12, 22, 37.

Изинтернальность в сфере здоровья:

ответы “+” (да): 3, 14, 25, 30; ответы “-” (нет): 8, 17, 19, 31.

 

Суммарный балл по шкале находится путем нахождения суммы баллов, начисляемых за совпадения ответов с ключом.

Обратите внимание, что некоторые вопросы входят в более чем одну шкалу. Поэтому обработку по каждой шкале следует начинать каждый раз заново. Итогом обработки является получение семи суммарных показателей, характеризующих преобладание того или иного локуса контроля у испытуемого.

Далее надо перевести полученные “сырые” баллы в стандартные оценки. Это делается при помощи специальной формулы:

 

,

 

где z — стандартная оценка, x — сырой балл, М среднее по шкале, sстандартное отклонение по шкале. Значения М и s для каждой шкалы приводятся в таблице.

 

Шкала

М (среднее)

s (отклонение)

Ио

24,3

6,7

Ид

5,1

1,9

Ин

4,8

1,9

Ип

9,6

3,1

Им

9,1

3,0

Ис

4,5

1,7

Из

4,9

1,7

 

Рассмотрим процедуру перевода на конкретном примере. Допустим, испытуемый получил по шкале Ио суммарный балл 38. Переводим этот сырой балл в стандартную оценку. Для этого следует вычесть из 38 среднее для шкалы Ио (24,3) и разделить получившуюся разность на отклонение для этой же шкалы (6,7). Приблизительный ответ в нашем случае 2,04. Такую процедуру нужно проделать для всех суммарных сырых показателей по шкалам[2].

Используя стандартные оценки, надо построить профиль, характеризующий особенности локуса контроля испытуемого. По оси Х — располагаются шкалы интернальности, а по оси Y — соответствующие стандартные оценки.

 

Пример профиля локуса контроля, выявленного по опроснику ЛК.

 

Интерпретация результатов.

Если значение по какой либо шкале выше 1 стандартного балла, то это интерпретируется как высокий показатель; если оно ниже -1 стандартного балла, то это низкий показатель по данной шкале. Значения, располагающиеся в промежутке от -1 до 1 интерпретируются как средние.

Показатели по опроснику ЛК имеют следующее психологическое содержание.

Общая интернальность (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми жизненными ситуациями. Такие люди считают, что большинство событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют ответственность за свою жизнь в целом и за свои отдельные поступки. Низкий показатель общей интернальности  свидетельствует о низком уровне субъективного контроля. такие люди полагают, что причинами большинства жизненных ситуаций являются внешние факторы. Они склонны считать, что все происходящие с ними есть результат действий других людей, дело случая или везения. Человек в их представлении не может серьезно повлиять на внешние обстоятельства, изменить свою судьбу.

Интернальность в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале  соответствуют высокому уровню субъективного контроля в объяснении собственных успехов и достижений. Такие люди считают, что они сами добились всего хорошего, что было и есть в  их жизни. Также они считают себя способными с успехом достигать своих целей в будущем. Низкие показатели свидетельствуют, что человек склонен приписывать причины своих успехов внешним обстоятельствам: везению, счастливому случаю, судьбе, помощи других людей.

Интернальность в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля в объяснении собственных неудач и отрицательных событий своей жизни. Это проявляется в склонности обвинять самого себя во всех своих неудачах, бедах, страданиях, неприятностях. Низкие показатели  говорят о том, что человек приписывает ответственность за неудачи другим людям или считает их результатом невезения.

Интернальность в семейных отношениях (Ис). Высокий показатель по этой шкале  означает, что человек склонен считать себя ответственным за события своей семейной жизни. Такие люди полагают, что происходящее в семье (и положительные и отрицательные ситуации) является результатом их собственных действий, усилий, ошибок. Низкие показатели  указывают на то, что субъект считает не себя, а членов своей семьи основной причиной всех происходящих в семье событий.

Интернальность в области производственных отношений (Ип). Высокие показатели  указывают на то, что человек считает свои собственные действия и усилия важным фактором в организации своей трудовой (или учебной) деятельности. Такие люди полагают, что их профессиональные успехи и неудачи (повышение по службе, отношения с коллегами и руководством) зависят прежде всего от них самих. Низкие показатели  говорят о том, что испытуемый придает более важное значение в своей профессиональной деятельности внешним обстоятельствам: благосклонности со стороны руководства, поддержке коллег, удачливости.

Интернальность в области межличностных отношений (Им). Высокие показатели  указывают, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные отношения, вызывать к себе симпатию и уважение, находить выход из сложных конфликтных ситуаций. Низкие показатели  свидетельствуют о том, что человек приписывает причины успехов и неудач в межличностных контактах своим партнерам: их доброжелательности или недоброжелательности, их склонности идти на компромисс, враждебности или расположенности.

Интернальность в отношении здоровья и болезней (Из). Высокие показатели показывают, что человек считает самого себя (свой образ жизни) главной причиной своего здоровья или болезней. Он полагает, что в случае болезни выздоровление зависит от его усилий, а избегание болезни связано с собственным здоровым образом жизни. Низкие показатели  говорят, что человек считает здоровье и болезнь делом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

 

При интерпретации результатов надо не только пытаться объяснить показатели по отдельным шкалам, но обратить внимание на их сочетание. Надо заметить, что человек, являющийся интернальным в одной области, может оказаться экстернальным в другой. Например, он может быть интернальным в области достижений (“Я сам — причина моих успехов”) и экстернальным в области неудач (“Мои неудачи — это результат помех со стороны других”). Особенно важно провести сопоставление показателей по шкалам, если у испытуемого преобладают средние оценки по ним (от +1 до -1 балла). То есть в случае, когда Вы не можете с уверенностью судить о том, является ли испытуемый по данной шкале интерналом, или — нет.

Не следует считать интернальность, как это иногда делают, исключительной положительным свойством, а экстернальность — наоборот. При интерпретации важнее оценить выраженность этих показателей. Крайние оценки могут указывать и на неблагополучие личности испытуемого. Так, чрезмерно высокая интернальность в области достижений может приводить к тому, что человек приписывает только себе причины своих успехов, не замечая помощи других людей. С другой стороны чрезмерная интернальность в области неудач (при экстернальности в области успехов) может приводить к беспочвенным самообвинениям, ненужному самобичеванию, принятию на себя слишком высокой ответственности.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.- С. 43-89.

2.Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987.- С. 278-285.

 



[1] Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики “Уровень субъективного контроля” // Психол. журнал. 1999. Т.20. №2.- С.103-114.

[2] Используя данные опросника ЛК можно получить ряд дополнительных показателей, позволяющих дать более углубленную характеристику локуса контроля испытуемого. Порядок расчета и интерпретация этих показателей содержится в указанной выше статье Е.Г. Ксенофонтовой.



Hosted by uCoz