Псипрактикум

Оглавление

©Е.Ю.Савин, А.Е. Фомин, 2006

Практикум по общей  психологии

 

Задание 1. Изучение акцентуаций характера

 

I. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Задача 1.

Прочитайте следующий отрывок из «Метафизики» Аристотеля, в котором описываются некоторые особенности человеческого познания:

«Искусство появляется тогда, когда на основе приобретенных на опыте мыслей образуется один общий взгляд на сходные предметы. Так, считать, что Каллию при такой-то болезни помогло такое-то лекарство и оно же помогло Сократу - это дело опыта; а определить, что это средство при такой-то болезни помогает всем таким-то и таким-то людям одного склада (например, вялым и желчным при сильной лихорадке), - это дело искусства... Мы полагаем, что знание и понимание относится больше к искусству, чем опыту и считаем владеющих каким-либо искусством более мудрыми, чем имеющих опыт ...  Имеющие опыт знают «что», но не знают «почему»; владеющие же искусством знают «почему» то есть причину.

С помощью каких понятий мы теперь описываем то, что Аристотель называл «искусством» и «опытом»? Сформулируйте различия между  этими двумя способами познания реальности применительно к психологии.

Задача 2.

Выявите факторы развития способностей и определите, какие из приведенных фактов указывают на действие того или иного фактора:

1. В одном исследовании крысы научались находить путь в лабиринте. Из всех животных отбирались те, которые справлялись с задачей наиболее успешно, и те, которые, наоборот, были наименее успешными. Внутри каждой группы (успешных, или «умных», и «неуспешных», или глупых) производились скрещивания. В следующем поколении процедура повторялась: снова отбирались «умные» и «глупые» животные и скрещивались между собой внутри каждой группы. Так повторялось в течение шести поколений. В итоге дивергенция животных по признаку успешного обучения достигла внушительных размеров.

2. В другом исследовании предварительно отобранное поколение «умных» крыс выращивалось в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений, и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, воспитанных в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: их показатели оказались приблизительно такими же, как и у «умных» крыс, выросших в нормальных условиях.

3. Звуковысотный слух, или восприятие высоты звука, составляет основу музыкального слуха. Исследуя эту перцептивную способность с помощью специального метода, обнаружили, что она сильно недоразвита примерно у одной трети взрослых русских испытуемых. Как и следовало ожидать, эти же лица оказались крайне немузыкальны. Применение того же метода к испытуемым – вьетнамцам дало резко отличающиеся результаты: все они по показателю звуковысотного слуха оказались в группе лучших, они же обнаружили и стопроцентную музыкальность. (Учтите тот факт, что русский язык относится к «тембровым», а вьетнамский – к «тональным». Во вьетнамском языке высота звука несет функцию смыслоразличения, а в русском языке такой функции у высоты речевых звуков нет. В русском языке, как и во всех европейских языках, звуки различаются по тембру.)

4. Определялась музыкальность у детей, у которых родители были либо музыкальны, либо немузыкальны. Оказалось, что в семьях, где оба родителя были музыкальны, ярко выраженная музыкальность была обнаружена у 85% детей, а среди детей, чьи родители были немузыкальны, выраженная музыкальность была обнаружена у 25 %.   

 

II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

II. Для изучения акцентуаций характера предлагается воспользоваться опросником Г.Шмишека. Обследование проводится на одном испытуемом. Вам следует зачитать ему приводимый ниже список вопросов, на которые нужно отвечать либо “да”, либо “нет”.

Свои ответы испытуемый фиксирует на листке бумаги, где указывается номер вопроса и его ответы. Также здесь фиксируется имя, фамилия, возраст испытуемого, дата тестирования, другие сведения. Этот листок необходимо приложить к отчету.

Инструкция: Данный опросник состоит из 88 вопросов, касающихся различных сторон Вашего поведения, привычек, самочувствия и т.д. Ответом на каждый вопрос являются утверждения ДА или HЕТ. Внимательно слушайте вопросы. Hе спешите с ответом - время ответа не ограничено; но и не пытайтесь угадать "правильный" ответ. Помните,  что  нет "плохих"  или  "хороших" ответов, а есть лишь ответы, выражающие Ваше личное мнение. Важно лишь то, чтобы Вы отвечали на вопросы самостоятельно,  не  обсуждая их с другими людьми.

 

Текст опросника.

 

1.     У меня чаще веселое, беззаботное настроение.

2.     Я чувствителен к оскорблениям.

3.     Бывает так,  что у меня на глазах навертываются слезы (например, в кино или в театре).

4.     Бывает так, что сделав что-то, я сомневаюсь, все ли сделал правильно, и не успокаиваюсь, пока не узнаю, что все верно.

5.     В детстве я был таким же смелым и отчаянным, как и мои сверстники.

6.     У меня часто меняется настроение от состояния ликования до отвращения к жизни и к себе.

7.     Я являюсь центром внимания в обществе.

8.     Бывают дни, когда я нахожусь в таком беспричинно ворчливом состоянии, что со мной лучше не разговаривать.

9.     Я серьезный человек.

10.   Я могу чем-либо восторгаться.

11.   Я предприимчивый человек.

12.   Если кто-нибудь меня обидит, я быстро забываю обиду.

13.   Это правда, что я слишком мягкосердечен.

14.   Опустив письмо в почтовый ящик, я провожу рукой по щели, чтобы проверить, что письмо попало в ящик.

15.   Я стремлюсь всегда считаться в числе лучших работников.

16.   В детстве мне бывало страшно во время грозы или при встрече с собакой.

17.   Меня считают несколько педантичным.

18.   Мое настроение сильно зависит от внешних условий.

19.   Меня всегда любили мои знакомые.

20.   У меня бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.

21.   У меня часто бывает несколько подавленное настроение.

22.   У меня была истерика или нервный срыв (хотя бы один раз в жизни).

23.   Мне трудно подолгу сидеть на стуле, не вставая.

24.   Если со мной несправедливо поступили, я энергично отстаиваю свои интересы.

25.   Я могу зарезать курицу или овцу.

26.   Меня очень раздражает, если дома гардины или скатерть висят неровно, и я сразу же стараюсь поправить их.

27.   В детстве я боялся оставаться один в квартире.

28.   Часто у меня бывают беспричинные колебания настроения.

29.   Я всегда был достаточно сильным работником в своей области.

30.   Я быстро начинаю злиться и впадаю в гнев.

31.   Пожалуй, я могу быть хоть иногда абсолютно веселым.

32.   Бывает так, что ощущение полного счастья буквально переполняет меня.

33.   Из меня получился бы хороший конферансье на веселом спектакле.

34.   Обычно я высказываю свое мнение людям откровенно и недвусмысленно.

35.   Мне трудно переносить вид крови.

36.   Я люблю работу с высокой личной ответственностью.

37.   Я склонен заступаться за тех, с кем поступают несправедливо.

38.   Мне трудно спуститься в подвал.

39.   Я предпочитаю работу, требующую неторопливости и тщательности, работе, где главное быстрота, а требования к качеству невысоки.

40.   Я очень общительный человек.

41.   В школе я охотно декламировал стихи.

42.   Я убегал из дома в детстве.

43.   Жизнь кажется мне трудной.

44.   Бывало так,  что после конфликта или обиды я до того расстраивался, что идти на работу казалось просто невыносимым.

45.  Можно сказать, что при неудачах я не очень быстро теряю чувство юмора.

46.  Если бы меня кто-нибудь обидел, я бы первым предпринял шаги к примирению.

47.  Я очень люблю животных.

48.  Иногда, уйдя с работы, я возвращаюсь, чтобы проверить свое рабочее место.

49.  Иногда меня преследует неясная мысль о том, что с моими родными может что-нибудь случиться.

50.  Я считаю, что мое настроение изменчиво.

51.  Мне трудно выступать на сцене перед большим количеством людей.

52.  Я могу ударить обидчика, который меня очень оскорбит.

53.  У меня велика потребность общения с людьми.

54.  Я отношусь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние.

55.  Мне нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности.

56.  Я настойчиво добиваюсь намеченной цели, даже если на пути к ней приходится испытать массу неприятностей.

57.  Я смотрел трагические фильмы, на которых мне трудно было сдержать слезы.

58.  Мне часто бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прошедшего или следующего дня не выходят у меня из головы.

59.  В школе я иногда подсказывал моим товарищам или давал списывать.

60.  Мне потребуется большое усилие воли, чтобы ночью пройти по кладбищу.

61.  Я тщательно слежу за тем, чтобы каждая вещь в квартире была на своем  месте.

62.  Бывает, что будучи перед сном в хорошем настроении, утром я встаю недовольным, в подавленном настроении, длящемся несколько часов.

63.  Я легко привыкаю к новой ситуации.

64.  Я предрасположен к головным болям.

65.  Я часто смеюсь.

66.  Я могу быть настолько приветливым с тем, кого не уважаю, что мое истинное мнение останется для этого человека тайной.

67.  Я подвижный человек.

68.  Я очень переживаю из-за несправедливости.

69.  Я настолько люблю природу, что могу назвать себя ее другом.

70.  У меня привычка еще раз проверять перед уходом из дома запоры, выключен ли свет, закрыт ли газ и т.п.

71.  Я очень боязлив.

72.  Мое настроение может измениться после приема алкоголя.

73.  Я быстро приспосабливаюсь к новым условиям и к новой обстановке.

74.  Бывает, что  я оцениваю будущее несколько пессимистически, безрадостно.

75.  Меня тянет путешествовать.

76.  Мое настроение может измениться так резко, что от состояния радости я перехожу в подавленное состояние.

77.  Мне легко удается поднять настроение друзьям или компании.

78.  Я долго переживаю обиду.

79.  Я очень тяжело переживаю страдания других людей.

80.  Будучи школьником, я мог переписать из-за кляксы целую страницу.

81.  Можно сказать, что я отношусь к людям скорее с недоверием и с осторожностью, чем доверчиво.

82.  Я часто вижу кошмары во сне.

83.  Меня часто преследует страх попасть под колеса проходящего поезда или случайно выпасть из окна многоэтажного дома.

84.  В веселой компании я обычно весел.

85.  Я считаю себя человеком, способным отвлечься от трудных проблем, требующих решения, не думать о них.

86.  Если я выпью, я чувствую себя свободнее, становлюсь менее сдержанным.

87.  В беседе я более скуден на слова, чем в разговоре на бытовые темы.

88.  Я смог бы, играя роль на сцене, войти в нее до такой степени, чтобы забыть, что это только игра, а не действительность.

 

Обработка результатов.

 

Для обработки результатов необходимо воспользоваться приведенной ниже таблицей.

1. Сначала подсчитываются общие баллы по каждой шкале опросника — за совпадение ответа испытуемого с ключом приписывается 1 балл. Например, если испытуемый ответил “да” на вопрос 1, то Вы приписываете ему один балл по шкале “гипертимный”, если он ответил “нет” на вопрос 25, то Вы приписываете ему один балл уже по шкале “эмотивный” и т.д.

 

Ключ

Шкала

Коэффициент

1.да” 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67,77

гипертимный (Г)

3

2. “да” 2, 15, 24, 34,37, 56, 68, 78, 81, “нет” 12, 46, 59

застревающий (З)

2

3. “да” 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 “нет” 25

эмотивный (Э)

3

4. “да” 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 “нет” 36

педантичный (П)

2

5. “да” 16, 27, 38, 49, 60, 71,82  “нет” 5

тревожный (Т)

3

6. “да” 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84

циклотимический(Ц)

3

7. “да” 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88, “нет” 51

демонстративный (Д)

2

8. “да” 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86

возбудимый (В)

3

9. “да” 9, 21, 43,75, 87, “нет” 31, 53, 65

дистимный(Дс)

3

10. “да” 10, 32, 54, 76

аффективно-экзальтированный (АЭ)

6

 

2. Затем значения, полученные по каждой шкале надо умножить на соответствующий коэффициент. Например, значение по шкале “гипертимный” надо умножить на 3, а по шкале “застревающий” — на 2 и т.д. Обращаем внимание, что полученный результат не может быть больше 24. В противном случае в подсчетах допущена ошибка.

3. Результаты исследования рекомендуется представить в графическом виде. Для этого необходимо построить диаграмму следующего вида:

Пример диаграммы по результатам исследования. По оси абсцисс располагаются типы акцентуаций, а по оси ординат — полученные Вами значения.

 

4. После этого проводится качественный анализ результатов. Тут надо обратить внимание на то, какие свойства характера являются наиболее выраженными (больше 18 баллов), а какие — наименее выраженными (меньше 6 баллов). Считается, что если полученное значение по какой-либо из шкал превышает 18, то это свидетельствует об акцентуированности (т.е. чрезмерной заостренности) данной черты характера. Соотнесите полученные данные с характеристикой типов акцентуаций и сформулируйте психолого-педагогические рекомендации для Вашего испытуемого.    

 

Характеристики основных типов акцентуации характера.

 

 

1. Гипертимный тип.

 

Особенности поведения. Люди этого типа отличаются активностью, энергичностью, оптимизмом. Обладают высоким жизненным тонусом, стремятся к разнообразной деятельности. Hе терпят ограничения своей свободы,  хорошо ориентируются в необычных ситуациях, умеют  приспосабливаться  к трудностям. Hеудачи переживают бурно, но быстро возвращаются в нормальное состояние. Склонны к риску,  не боятся опасностей,  не всегда внимательно  относятся  к существующим правилам. 

Стиль межличностного взаимодействия. Противодействие окружающих  может вызвать вспышки раздражительности.  Людям этого типа большое значение следует придавать выбору знакомств, так как в противном случае они  могут  оказаться в неблагоприятной среде. Также необходимо быть более последовательным в осуществлении своих планов и при определении способов достижения цели. Чрезвычайная контактность;  умеют поддерживать длительные беседы. Очень чувствительны к оценкам со стороны окружающих.

Привлекательные черты характера. Энергичность, жажда  деятельности,  инициативность, обостренное восприятие нового, оптимизм, умение поддерживать беседу.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Склонность к нарушению принятых правил, раздражительность в кругу близких людей. Иногда могут слишком увлекаться идеей, недостаточно продумывая реальные пути достижения цели.

Неблагоприятные ситуации. Работа в  условиях жесткой дисциплины и регламентации деятельности.  Монотонная работа с неменяющимся ритмом действует угнетающе, так же, как и вынужденное одиночество.

Профессиональные склонности и рекомендации. Работа, связанная с постоянным общением, например организаторская деятельность,  театр,  сфера  обслуживания,  игровые виды спорта. Склонны заниматься одновременно несколькими  видами деятельности.

 

2. Застревающий тип.

 

Особенности поведения. Целеустремленность, чувствительность по отношению к  несправедливости.  Стараются придерживаться проверенных, устойчивых способов  деятельности.  Сосредоточены на выполнении определенного вида работы,  обладают постоянными интересами.  Часто испытывают неудовлетворенность оценкой своей деятельности со  стороны  окружающих. Склонны к соперничеству,  отстаивают свою точку зрения,  критичны по отношению к окружающим. Развита способность к анализу действий других людей.

Стиль межличностного взаимодействия. Обычно устанавливают контакты без затруднения,  но не стремятся к развитию интенсивных взаимоотношений.  Часто приходится выступать в роли наставника.  Hе избегают  конфликтных  ситуаций,  стараясь непременно разрешить спорный вопрос. Пользуются четкими критериями для обозначения своих друзей или врагов.

Привлекательные черты характера .Стремление добиться  высоких  показателей  в любом деле,  высокие требования к себе, стремление к справедливости. Исполнительность, чувство долга.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Высокий уровень чувствительности,  обидчивость и связанная с  ней эмоциональная неуравновешенность.  Предъявление повышенных требований к окружающим.

Неблагоприятные ситуации. Предъявление чрезмерно высоких требований к результатам их труда, неожиданные препятствия на пути достижения цели, несправедливость и грубость со стороны окружающих.

Профессиональные склонности и рекомендации. Проявляют интерес к профессиям,  дающим  ощущение  независимости. Предпочитают добиться успеха в одной области, чем заниматься сразу несколькими видами деятельности.

 

3.Эмотивный тип.

 

Особенности поведения. Склонны к очень сильным эмоциональным переживаниям,  часто  находятся  под воздействием глубокого впечатления от пережитого.  Отмечается изменчивость настроения, его зависимость от самых незначительных событий. Работоспособность и общительность  также  подвержены существенным колебаниям. Хорошо развитая интуиция  позволяет определять отношение к себе окружающих.

Стиль межличностного взаимодействия. Предпочитают общаться с хорошо знакомыми людьми, которых понимают "с полуслова".  Избегают конфликтных ситуаций, не навязывают свою точку зрения.

 

Привлекательные черты характера. Душевная теплота,  способность  сопереживать и сострадать другим, альтруизм.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Поддаются первому  впечатлению  о  людях и событиях,  не критично оценивают  поступающую  информацию.  Из-за  большой   подвижности чувств часто не могут сосредоточиться,  нередко бывают несобраны, рассеянны и невнимательны.

Неблагоприятные ситуации. Hепомерно высокие  требования  со стороны окружающих,  вызывающие сопротивление желание сделать все наоборот. Атмосфера эмоциональной холодности, формальности контактов.

Профессиональные склонности и рекомендации. Часто встречается выраженный интерес к сфере искусства, различного рода увлечения и занятия в области биологии и медицины.  Hеобходимо уравновешивать стремление к разнообразной  и многоплановой деятельности с достижением пусть небольших, но конкретных результатов.

 

4. Педантичный тип.

 

Особенности поведения. Отличаются стремлением к определенному порядку. Очень ответственны  -  иногда слишком,  во вред собственным интересам относятся к порученному делу.  Как правило эффективно работают в условиях, не требующих  изменения  форм и методов выполнения задания.  Придают большое значение тому, как рабочий процесс выглядит внешне, очень

внимательны  даже к мелочам и того же требуют от других. Избегают неопределенности во всем - в работе, отношениях, общении.  Стараются не зависеть в своих поступках от настроения, тщательно обдумывают все возможные варианты и последствия.

Стиль межличностного взаимодействия. В отношении с другими придерживаются раз и навсегда принятых правил поведения,  очень избирательны в общении.  Стремятся не упускать  из  виду  различные,  даже незначительные особенности своих взаимоотношений с близкими. Почти никогда не являются зачинщиками конфликтов, стараются избегать участия в таких ситуациях.

Привлекательные черты характера. Добросовестное отношение к выполняемому делу,  своим обещаниям  и словам. Повышенная аккуратность, ровное настроение, выдержанность.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Чрезмерное увлечение формальной стороной дела,  повышенные требования к деятельности других.

 

Неблагоприятные ситуации. Hеобходимость работы в ситуациях с постоянно изменяющимися  условиями, неопределенность.

Профессиональные склонности и рекомендации. Hе склонны менять место работы или вид деятельности. Предпочитают работу, не связанную с большим количеством контактов.  Хорошо могут работать с различными видами информации: упорядочивать,  систематизировать, классифицировать.

 

5. Тревожный тип.

 

Особенности поведения. Чаще, чем  другие испытывают ощущение неблагополучия,  внутренней напряженности.  Чрезмерно чувствительны к неприятностям, не удовлетворены собой, сомневаются в правильности своих поступков. Глубоко переживают негативные оценки со стороны окружающих.

Стиль межличностного взаимодействия. Hе стремятся  к установлению широкого контакта с различными людьми, предпочитают общение со старыми надежными знакомыми.

Привлекательные черты характера. Дружелюбие по отношению к окружающим, умение видеть в людях хорошее.  Высокая  самокритичность.  Исполнительны  при  авторитетном партнере, не перекладывающем на них свою ответственность.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Hе всегда умеют постоять за себя, иногда могут отказаться от своей  точки зрения - хотя она и является правильной - под давлением более напористого партнера.

Неблагоприятные ситуации. Работа в  коллективах,  где  общение строится по жестким правилам (постоянные насмешки, несправедливые обвинения); в условиях, когда вместо системы поощрительных мер за выполненную работу, стимулом для выполнения задания является угроза наказания.

Профессиональные склонности и рекомендации. Эффективны в  выполнении заданий с заданной четкой последовательностью действий. Избегают ответственности и рискованных поступков.

 

6.Циклотимический тип.

 

Особенности поведения.Свойственны значительные колебания настроения - длительное преобладание повышенного или наоборот пониженного фона.  Hе всегда могут отличить маленькую неприятность от большой, тяжело переживают неудачи. В периоды подъема жизненного тонуса способны очень быстро мыслить, подвижны, инициативны.

Стиль межличностного взаимодействия. Тонко чувствуют  изменения  в окружающей обстановке,  в поведении людей,  с которыми взаимодействуют.  Легко настраиваются в разных по типу общения группах - в веселом обществе легко оживляются - в серьезном ведут себя более сдержанно,  молчаливы и даже замкнуты.

Привлекательные черты характера.Открытость характера,  способность  сопереживать,  непосредственность эмоциональных реакций в ответ на слова или действия партнера.

Черты, приводящие к сложностям в общении.Hе всегда умеют держать себя в руках,  могут неожиданно впадать в уныние,  иногда предъявляют окружающим необоснованные обвинения в связи с ухудшением своего настроения.

Неблагоприятные ситуации. Ситуации, связанные с однообразной работой,  с повышенной ответственностью за принимаемые решения.

Профессиональные склонности и рекомендации. Интересы часто меняются,  склонны к занятию разнообразными видами деятельности, хорошо удается работа, требующая постоянного переключения внимания.

 

7. Демонстративный тип.

 

Особенности поведения. Стремление к признанию,  поддержке со стороны окружающих.  Свойственно часто оказываться в центре внимания.  Довольно оригинальны в  поступках и высказываниях.  Хорошо развита фантазия,  обладают богатым воображением,  которое характеризуется яркими и образными переживаниями.  Склонны приукрашивать действительность, додумывая ход тех или иных событий,  при этом сами искренне  верят  в  свои

фантазии.

Стиль межличностного взаимодействия. Легко устанавливают контакты с другими людьми, отличаются высокой приспособляемостью к людям и к новой ситуации,  быстро ориентируются в окружающей обстановке. Часто стремятся играть роль лидера.Быстро включаются в решение спорной,  конфликтной ситуации,  в то же время обладают способностью предупреждать конфликты,  если они затрагивают их интересы.

Привлекательные черты характера. Обходительность с разными людьми, способность увлечь других своей идеей, выраженное актерское дарование, неординарность.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Часто недостаточно уделяют внимание мнению и точке  зрения других людей. Могут проявлять излишнюю эмоциональную возбудимость.

Неблагоприятные ситуации. Условия, в которых отсутствуют возможности проявить  свою  значительность, выделиться, отличиться.

Профессиональные склонности и рекомендации. Способны к организаторской,  руководящей деятельности, к постоянной смене форм и способов выполнения заданий.

 

8. Возбудимый тип.

 

Особенности поведения. В своем поведении руководствуются эмоциями,  импульсом. Обладают хорошо развитой интуицией,  проявляют настойчивость в  достижении конкретных,  в том числе сиюминутных целей. Испытывают внутреннюю напряженность,  поэтому разрядку находят  в  видах  деятельности, требующих максимальной, но непродолжительной отдачи сил.

Стиль медличностного взаимодействия. Hе считают нужным развивать отношения с людьми,  не  разделяющими их точку зрения. В конфликтной ситуации стремятся до конца отстаивать свою позицию.

Привлекательные черты характера. Добросовестность и аккуратность в ведении дела, в результатах которого они заинтересованы.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Hе учитывают мнение окружающих по поводу своих поступков или действий. Вспыльчивы, раздражаются по пустякам.

Неблагоприятные ситуации. Заведомо спорные,  противоречивые ситуации, общение с людьми, вызывающими негативные эмоциональные реакции.

Профессиональные склонности и рекомендации. Виды деятельности, требующие больших физических затрат.

 

9. Дистимный тип.

 

Особенности поведения.Ориентация на  анализ собственных ощущений и переживаний. Склонны к индивидуальной организации своей  деятельности, в  результатах которой стремятся не зависеть от действий и желаний других людей. Hемногословны, редко с кем устанавливают  доверительные контакты.

Стиль межличностного взаимодействия. Предпочитают иметь небольшой круг хорошо знакомых людей. Избегают участия в конфликтных ситуациях.

Привлекательные черты характера.Серьезность по  отношению  к выполняемому делу. Добросовестность. Высокая нравственная позиция.

Черты, приводящие к сложностям в общении.Чувство отгороженности от окружающих.  Пассивность в решении жизненно важных вопросов.

Неблагоприятные ситуации. Ситуации, требующие  быстрого  реагирования,  бурной деятельности или длительного и большого напряжения.  Частое чередование ритмов работы, смена образа жизни.

Профессиональные склонности и рекомендации. Предпочтительны виды деятельности,  требующие  сосредоточенности, небольших контактов с людьми, самостоятельного выполнения заданий.

 

10. Аффективно-экзальтированный тип.

 

Особенности поведения. По натуре энтузиасты.  Сильное влияние оказывает первое впечатление от воспринятого. Обладают большой эмоциональной подвижностью, поэтому часто разочаровываются в первоначальном впечатлении.

Стиль межличностного взаимодействия. Быстро устанавливают контакты с новыми  людьми,  обладают  хорошо развитыми  речевыми навыками.  Стараются избегать участия в конфликтных ситуациях,  но легко вступают в спор ,  когда речь идет о вещах, к которым они неравнодушны.

Привлекательные черты характера. Способность к состраданию,  альтруизм,  яркость и  искренность  в проявлении чувств,  артистизм. Hередко обладают хорошим художественным вкусом.

Черты, приводящие к сложностям в общении. Чрезмерная впечатлительность.  Hеумение быстро сориентироваться в стрессовой ситуации.

Неблагоприятные ситуации. Условия, требующие жесткой регламентации деятельности.

Профессиональные склонности и рекомендации. Испытывают интерес к различным сферам  искусства,  художественным видам спорта.

 

Рекомендуемая литература

 

1.Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппентейтер, В.Я. Романова. М., 2000.- С. 585-663.

2.Личко А.Е. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппентейтер, В.Я. Романова. М., 2000.- С. 667-753.

 



Hosted by uCoz