ЗАДАНИЕ 1 б

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(автор задания Е.И.Горбачева )


Проблема тревожности сравнительно редко встаёт перед педагогом в своём чистом виде. Обычно она включается в контекст широкого круга вопросов: слабой или неровной, «скачущей» успеваемости (особенно в тех случаях, когда школьник пишет контрольные работы хуже, чем обычные классные и домашние, и отвечает у доски гораздо слабее, чем с места); повышенной утомляемости учащегося при отсутствии для этого объективных медицинских показателей. Тревожность возникает и как следствие переживаний ребёнка по поводу противоречивых, неадекватных или негативных требований со стороны родителей, учителей, сверстников [3]. Поэтому можно утверждать, что выступая как проявление школьной дезадаптации, высокая тревожность является всё же особой проблемой, требующей со стороны педагога специального изучения и приобретения опыта её решения.


ЦЕЛИ ЗАДАНИЯ:


Развитие понятия о тревожности и ее видах: школьной, межличностной и самооценочной; обретения опыта распознавания конкретных проявлений тревожности. Операционализация понятий, относящихся к области психологии мышления: «формулирование гипотезы», «проверка гипотезы» и др. Создание условий для развития наблюдательности и пытливости как профессионально важных качеств личности, воспитание исследовательской позиции по отношению к личности учащегося. Приобщени к психологически содержательному педагогическому конструированию (в работе над педагогическими рекомендациями).


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:


I. Гипотетический этап. Выделение в ходе наблюдения за классом, группой и т.д. 2-3 учащихся отличающихся повышенной тревожностью. Формулировка обоснованных гипотез по повышенной тревожности школьников. Сравнение учащихся по характеру и степени выраженности тревожности.

II. Диагностический этап. Определение тревожности у данных учащихся с помощью специальной методики. Анализ степени совпадения полученных результатов с гипотезой.

III. Конструктивный этап. Составление психологически обоснованных педагогических рекомендаций.

IV. Рефлексия (см. указания, содержащиеся во введении).


МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ЭТАПАМ


Гипотетический этап

После обращения к литературе по данной проблеме [1], [2], [5], студенту-практиканту целесообразно сконцентрировать свое внимание на поведенческих проявлениях повышенной тревожности школьников. Тут полезно сначала решить текстовую задачу. Поработав над ней самостоятельно, можно обратиться к приложению.

Задача. Ниже описано несколько конкретных проявлений повышенной тревожности учащихся. Проанализируйте их. Попробуйте дать некоторую общую характеристику тревожности.

1. «В нашем классе все ребята и девчонки симпатичные, одна я какая-то некрасивая, как белая ворона, – метр пятьдесят сантиметров росту, короткие ножки, да ещё курносая… Я стараюсь найти с ребятами общий язык, но надо мной либо смеются, либо просто не замечают, как пустое место, что ещё обиднее. Даже учителя относятся ко мне с неприязнью, хотя я учусь на «4» и «5» (из письма школьницы в журнале «Семья и школа»).

2. «Сын – общительный мальчик, добрый, к детям всегда бежит с радостью. Мы прочитали с ним много интересных книг и, естественно, мальчик хочет поделиться с детьми своими впечатлениями. Когда в школьном дворе, где мы гуляем, он обращается к кому-нибудь из ребят, то наталкивается на холодность и даже откровенную враждебность: «уходи, ты – не наш». И гонимый «гадкий утёнок» со слезами обращается ко мне: «Почему они меня не любят?» Сердце сжимается, когда вижу отчаяние в глазах сына. Каждое утро начинается с уговоров – сын не хочет идти в школу. С какой радостью год назад он готовился в школу, как к великому событию. В школе тёплые, радушные, добросердечные отношения не приняты. И мой нестандартный сын чувствует себя изгоем» (Из письма читательницы журнала семья и школа)

3. «Может быть, мы сами виноваты: чуть ли не с двух лет твердим, как он пойдёт в школу, и будет учиться на одни пятёрки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый – он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну как многие мальчики. В школу он шёл охотно, твёрдо веря, что будет получать лишь пятёрки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что он потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу – вдруг опять двойка? И, конечно, они повторялись. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, мальчики её раздражали своей  беспокойностью. Короче говоря в четвёртый класс сын перешёл с одной тройкой, к пятёркам уже не рвался и всё уже было как-то не радостно для него. А дальше пошло-поехало… Накажут за что-нибудь ребят, и его – всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряжённый, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он и вовсе теряет веру в себя. Он стал часто болеть, особенно после каникул. Как в школу идти – так температура поднимается. Тогда мы ввели семейные прогулки, физкультуру, занялись поиском кружков. Постепенно он прижился в радио-кружке, но заговори с ним о школе – тускнеет: он не способен, ему и техникум не по силам, не то что в институт, уроки – тяжёлая обязанность». (Из рассказа матери по материалам журнала «Семья и школа»)

4. «Я росла капризной, плаксивой, упрямой. В школе до 4-го класса училась на 4 и 5. а уже в пятом перебивалась с двойки на тройку. Такой большой перемене, как я сейчас поняла, содействовал острый конфликт с пьяным отцом, после которого я начала всего боятся: шума, темноты, собак, начала вздрагивать от незначительного шума; я близко всё принимала к сердцу, и на каждый раздражитель отвечала чаще всего плачем. И вот однажды в пятом классе я тихо отвечала урок. Учительница всё время заставляла меня повторять сказанное, мотивируя тем, что класс не слышит, что я бубню себе под нос. Я замолчала. Учительница сделала мне несколько обидных замечаний, а потом сказала, что если я немая, то мне место в школе для немых, а не в нормальной школе. Я перестала вообще отвечать на уроках. Сначала не говорила из упрямства, обиды, а потом не стала отвечать потому, что при попытках говорить у меня появлялась судорожная одышка и спазмы в горле, и каждая моя попытка говорить оканчивалась плачем, но когда учителя со мной говорили на внеурочные темы, я говорила вполне свободно. Все считали это упрямством, капризами, я перестала верить людям, доверять им. Я ненавидела своих одноклассников только за то, что к ним относились по-человечески, что иногда учительница, проходя между парт, могла с кем-нибудь пошутить, кого-то погладить по голове или спросить что-то не касающееся урока.» (Из письма в книге М.И. Буянова «Беседы о детской психиатрии»).

Приступая к наблюдениям за 2-3 учащимися, выбранными Вами следует проявить особую чувствительность к ситуациям, актуализирующим тревожность школьника (ответ перед классом у доски, контрольная работа, публичная оценка успешности ученика, беседа с ним и др.). Разумеется, надо вести записи в дневнике, причём записи такие, в которых беспристрастное описание ситуации, факта, события, признаков поведения и т.д. было бы отчётливо отделено от впечатлений исследователя и его рассуждений. Приведём пример ведения записей в дневнике наблюдений.

Таблица 3.

Время и место наблюдения

Наблюдаемые факты

Комментарии

13.03.  
Урок математики.

Лена съеживается, как только учительница входит в класс.

Возможно не выучила урок?

 

Торопливо встаёт,  при этом старается быть незаметней, голову опустила, избегает смотреть в глаза учительнице, садится, перебирает учебник, тетради, движения быстрые, хаотичные. Учительница просит желающих выйти к доске и объяснить, как решалась задача, заданная на дом. Лена замирает. Желающих нет. Вызывают её! Спотыкаясь, идёт к доске.

 

 

Учительница ободряюще улыбается: «Ну, начинай, Лена». Говорит тихо, почти шёпотом, ни на кого не смотрит. Но похоже ответ получился обстоятельным.

У учительницы Лена, наверно, на хорошем счету… Педагог эмоционально поддерживает ученицу, которая, оказывается,

 

 «Правильно, молодец!» Лена садится на место, порозовела от волнения. По-прежнему избегает смотреть на учительницу и ребят.

материал знает. Почему же она так волновалась?

Да, тут определнно проявляется повышенная тревожность, точнее по А.М.Прихожан, речь должна идти о школьной тревожности

 

Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активного, деятельного школьника. В данном случае у наблюдаемой школьницы тревожность превышает оптимальный уровень. Можно заметить, что тревожный ученик в меньшей степени может быть успешным школьником, ему трудно найти себя в обществе, развить дух здорового конформизма и чувство свободы, которые необходимы для адаптации в любой социальной нише. С высокой тревожностью тесно связана низкая самооценка, иначе говоря, тревожность возрастает тогда, когда индивид ощущает свою неадекватность или неэффективность в повседневной жизни.

В ходе наблюдения за учащимися важно не только получить данные о степени выраженности тревожности, но и определить типы ситуаций, вызывающих тревогу. Это позволит сформулировать более содержательные и обоснованные гипотезы о тревожности школьников.

Диагностический этап

В качестве специальной исследовательской процедуры для диагностики личностной тревожности рекомендуется методика А.М. Прихожан [5, с.98 - 115].

Под личностной тревожностью автором данной методики автором понимается устойчивая индивидуальная характеристика школьника, отражающая его предрасположенность к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечающий определённой реакции (беспокойство, волнение, страх). Инструкция, с которой студент-практикант обращается к учащимся, такова:

«Ниже перечислены ситуации (см. таблицу 4), с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение и страх. Внимательно прочитай каждое предложение и обведи кружком одну из цифр: 0, 1, 2, 3, 4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна.

       Если ситуация совершенно не кажется для тебя неприятной обведи цифру 0; если она немного волнует – 1; если ситуация достаточно неприятна и вызывает беспокойство, что предпочёл бы избежать её, обведи цифру 2; если она очень неприятна, вызывает сильное беспокойство, обведи цифру 3; если ситуация крайне неприятна, вызывает сильное беспокойство, страх, если ты не можешь перенести её, обведи кружком цифру 4. Итак, твоя задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обведением одной из цифр определить насколько она может вызывать у тебя тревогу, беспокойство, опасение или страх».

                                                                                                     Таблица 4.

Ситуации и оценки.

Ситуация

нет

немного

достаточно

значительно

очень

1

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2

Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4

3

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

5

Думаешь о своем будущем

0

1

2

3

4

6

Учитель смотрит по журналу, кого спросить

0

1

2

3

4

7

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

8

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь решаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

9

Пишешь контрольную работу

0

1

2

3

4

10

После контрольной учитель называет отметки

0

1

2

3

4

11

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

12

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

13

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

14

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

15

Слышишь смех за твоей спиной

0

1

2

3

4

16

Сдавать экзамены в школе

0

1

2

3

4

17

На тебя сердятся (непонятно почему)

0

1

2

3

4

18

Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

19

Предстоит важное решающее дело

0

1

2

3

4

20

Не понимаешь объяснений учителя

0

1

2

3

4

21

С тобой не согласны, противоречат тебе.

0

1

2

3

4

22

Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4

23

Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

24

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

25

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

26

Замолчали, когда ты подошел /подошла

0

1

2

3

4

27

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

28

Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4

29

Тебе надо принять важное решение

0

1

2

3

4

30

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

Как можно заметить, методика включает ситуации трех типов:

1.    ситуации, связанные со школой, общением с учителем,

2.    ситуации, актуализирующие представление о себе,

3.    ситуации межличностного общения.

Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице 5.

                                                                  Таблица 5.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

Межличностная

2

7

8

11

15

17

18

24

21

26

 

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим выбранной при ответах цифре. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом.  Полученные результаты выступают в качестве показателей тревожности в соответствующих ситуациях, показатель по всей шкале указывает на общую тревожность.

Обработка результатов заключается в подсчёте общей суммы баллов по всем параметрам и суммы баллов по каждому из видов тревожности. Возможно, будут выявлены учащиеся, чей уровень тревожности является высоким (или очень высоким) по всем параметрам, а это значит, что они испытывают значительную эмоциональную напряжённость в ситуациях, связанных и с учёбой, и с межличностным общением, и с самопознанием. Могут быть обнаружены ученики, которые проявляют повышенную тревожность лишь по отношению к учёбе (или общению), тогда как в других ситуациях проявляется ими тревожность невысокая. Понятно, что последующее определение коррекционной работы должно исходить из особенностей конкретного случая.

Соответственно, могут быть определены урони тревожностей:

1)   нормальный – в оценке преобладают баллы 1, 0;

2)   несколько повышенный – преобладают баллы 1, 2;

3)   высокий – преобладают баллы 2, 3;

4)   очень высокий – преобладают баллы 3, 4;

5)   «чрезмерное спокойствие» - преобладают баллы 0.

Для более точной обработки следует обратиться к таблице, в которой представлены стандартные данные показателей уровня тревожностей в различных половозрастных группах [4, с. 186].

После проведения диагностической процедуры необходимо проанализировать полученные данные и сделать выводы о наличии а также уровне выраженности тревожности у школьника. Разумеется, полученные результаты надо соотнести с содержанием выдвинутой гипотезы. Может быть, есть расхождения? Как их объяснить? Следует помнить о том, что методика в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и готовы «сообщить» об этом.

Конструктивный этап

Заданием не предусматривается проведение практической коррекционной работы. Задание заключается в том, чтобы обосновать её общую направленность по отношению к каждому школьнику.

Известно, что высокая и очень высокая тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в учении, либо существовать как бы вопреки объективно-благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.д. В зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении, выявленная высокая тревожность будет требовать различных способов коррекции. Так в случае реальной учебной неуспеваемости работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков учения и общения, которые позволяют преодолеть эту неуспешность. Во втором случае – на коррекцию самооценки, приведения её в соответствие с уровнем притязаний.

Особое внимание нужно уделить учащимся, которых отличает, условно говоря, «чрезмерное спокойствие» (оценки по всем шкалам не превышают 5 баллов). По данным А.Н. Прихожан, подобная «нечувствительность к благополучию», как правило, носит компенсаторный, защитный характер и препятствует становлению развитого самосознания. Эмоциональное благополучие в данном случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности. Коррекция в таких случаях проводится в направлении развития правильных приёмов самоанализа, формировании умения понимать себя и других. Необходимо также обеспечить ученику возможность достижения успеха в значимой для него области.

В целом коррекционная работа может осуществляться по крайней мере в четырёх направлениях:

1)   Обучение школьника приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.

2)   Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению как результативности деятельности, так и к созданию «запаса прочности»;

3)   Перестройка механизмов самосознания школьника, прежде всего его самооценки и уровня притязаний.

4)   Выработка критериев собственного успеха и приложение их к различным ситуациям с соответствующей оценкой их значимости.

Одновременно должна быть запланирована работа с семьёй школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнить свою часть коррекции.

Ниже приводятся основные принципы коррекционного поведения взрослых во взаимодействии с коррекционными детьми. Их обсуждение может лечь в основу бесед-консультаций с родителями и учителями по проблеме преодоления тревожности у учащихся:

1)   Отказ от противоречивых требований к ребёнку.

2)   Соразмерность требований к ребёнку и его возможностей.

3)   Принятие ребёнка таким, какой он есть.

4)   Внушение ребёнку мысли, что неудачи являются частью личного опыта любого человека. Ошибки в учении, общении – это не катастрофа.

5)   Каждый имеет право отличаться от других.

6)   Воспитание отношения к себе и к другим как к ценности: приведение ребёнка к мысли об ответственности за своё поведение.

Рефлексивный этап

В осуществлении рефлексивного этапа мышление студента направляется на предыдущие этапы, на качество их реализации, на впечатления, которые они вызвали, на собственное отношение к ним и к заданию в целом. При этом могут помочь следующие вопросы:

Какие впечатления остались от предыдущих этапов?

Какие трудности и чувства возникали в процессе работы над заданием? Что Вам дала работа над ним?

Можно ли сказать, что задание Вам понравилось или не понравилось? Почему?

Если задание чем-то не понравилось, постарайтесь сформулировать, чем именно?

Может быть у Вас появились предложения по его улучшению?


СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА


1.    Общие сведения об учащихся (фамилия, имя, школа, училище или техникум, класс или группа, краткая характеристика успеваемости, положение в классе, в семье, в неформальном общении).

2.    Изложение обоснованных гипотез о тревожности учащихся на основе анализа ситуации, фактов, способов поведения, его признаков и др.

3.    Краткая рецензия психолога-методиста относительно гипотетического этапа работы с пожеланиями к последующим этапам.

4.    Описание методических процедур специальной диагностики (с приложением протоколов и листов, на которых работали учащиеся), обработка и анализ полученных результатов, рассуждения о степени совпадения результатов и гипотез. Выводы.

5.    Обоснованные рекомендации по коррекционной работе с учащимися.

6.    Рефлексия.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ


а) уровень оперирования теоретическими знаниями;

б) обоснованность гипотез результатами наблюдений (факткми, событиями жизни учащихся, ситуациями учения и общения, поступками, признаками поведения и т.д.);

в) качество применения специальной методики исследования: описание ее хода, интерпретация результатов, наличие соответствующих исследовательских материалов в виде приложений;

г) содержательность сопоставления полученных результатов с гипотезами;

д) психологическая обоснованность пожеланий к коррекционной работе;

е) оформление отчета.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.    Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение. 1986.

2.    Кочубей Б.И., Новикова Е.И. Эмоциональная устойчивость школьника. М.: Знание. 1988.

3.    Кривцова С.В. и др. Подросток на перекрестке эпох. М.: Генезис. 1997.

4.    Настольная книга практического психолога. Уч. Пособие. Кн.1. 3-е изд. М.: Владос, 2000.

5.    Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: Изд-во АПН СССР. 1987.


ПРИЛОЖЕНИЕ(ответ к задаче)


Проанализировав данные ситуации можно отметить, что тревожность обычно выступает в форме эмоционального неблагополучия и выражается в волнении, повышенном беспокойстве по поводу учёбы, общения в классе, в связи с ожиданиями плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны окружающих. Учителя и родители обычно отмечают такие особенности ребёнка: он "боится всего", "очень раним", "мнителен", "повышенно чувствителен", "ко всему относится слишком серьёзно". Такие дети по причине беззащитности служат подчас мишенями для шуток, "козлами отпущения", у них пониженный фон настроения, низкая контактность вследствие робости, они редко вступают в конфликты, а если всё же вступают, то занимают в них пассивную позицию, краснеют от смущения. Тревожность может также проявиться в страхах, фантазиях, агрессивности, апатичности, увлечениях, которые разъединяют ребёнка с окружающим миром, в частых заболеваниях.

 

 




Псипрактикум
Hosted by uCoz