ЗАДАНИЕ 1а

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ УЧАЩИХСЯ

(автор задания А.Э.Штейнмец )


Как лучше рассадить ребят в классе? Каким троим учащимся дать ответственное совместное поручение? Как скомплектовать малые учебные группы для совместной учебной работы на уроке? Кто из класса лучше других справился бы с обязанностями старосты? Кого из ребят попросить по-товарищески поговорить с отбившимся от рук одноклассником? — Вот далеко не полный перечень вопросов из тех, с которыми приходится иметь дело учителю, тем более, если он становится классным руководителем. Успешность решения вопросов такого рода находится в сильной зависимости от того, насколько хорошо педагог ориентируется в реальной системе неформальных межличностных отношений учащихся, сложившейся в классе. Трудно себе представить, чтобы ему удалось создать условия для формирования полноценного коллектива, если он не обладает компетентностью в области взаимных предпочтений учащихся. Этим обстоятельством обусловлено появления настоящего учебного задания.


ЦЕЛИ ЗАДАНИЯ:


Развитие понятия о неформальных межличностных отношениях в группе, операционализация понятий о социометрическом исследовании, о социометрическом статусе личности, о компетентности педагога в области межличностных отношений. Операционализация понятий, относящихся к психологии мышления – «формулирование гипотезы», «проверка гипотезы». Создание условий для развития наблюдательности и пытливости как профессионально важных качеств личности, воспитание исследовательской позиции по отнощению к группе учащихся. Приобщение к психологически содержательному педагогическому конструированию (в составлении педагогических рекомендаций).


ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:


I. Гипотетический этап: 1) актуализация теоретических знаний по теме задания с обращением к рекомендованной литературе; 2) изучение межличностных отношений в одной из групп (школьный класс, группа ПТУ и др.) методом наблюдения в целях построения гипотетической социограммы; формулирование обобщенной гипотезы о структуре межличностных отношений.

II. Экспериментальный этап: изучение межличностных отношений в данной группе социометрическим методом; сопоставление полученной социограммы с гипотетической социограммой; вычисление студентом приблизительного коэффициента собственной компетентности в области межличностных отношений учащихся.

III. Конструктивный этап: составление психологически обоснованных педагогических рекомендаций в отношении дальнейшего развития группы.

IV. Рефлексивный этап: В осуществлении рефлексивного этапа целесообразно обратиться к указаниям, содержащимся во введении.

В составе задания приводятся критерии оценки качества его выполнения, а также требования к содержанию отчета.


МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ К ЭТАПАМ


Гипотетический этап

Несомненно, что повторение ранее учвоенного материала по теме задания, а также углубление знаний с помощью учебной и научно-популярной литературы (см., например, [2], [3], [4], [6], [7]) — важнейший фактор эффективности выполнения данного задания. Можно предложить ряд вопросов, которые помогут организовать наблюдение в целях формулирования гипотезы:

Кто с кем предпочитает быть вместе на перемене?

Кто инициатор неформального общения и различных затей?

Кто выступает в качестве рассказчика?

С чьим мнением считаются, чьим пренебрегают?

Кто, о ком и как отзывается в неформальном общении?

Кто кому подражает?

Кто проводит перемену в одиночестве?

Если на уроке имеют место совместные формы учебной работы, то кто с кем стремится оказаться в одной группе?

Кто в какой роли выступает (генератор идей, исполнитель, критик и др.)?

Кто с кем предпочитает дежурить, выполнять вспомогательные работы?

Есть ли случаи совместного нарушения дисциплины? Как распределялись роли?

В большинстве случаев еще полезно задаться вопросом: «Почему?».

Можно полагать, что изучение рекомендованной выше литературы может существенно пополнить и конкретизировать перечень ситуаций и вопросов, информативных относительно существа задания. Ясно, что тут очень полезны дневниковые записи. Перед началом второго этапа надо сделать следующее: написать список учащихся и против каждой фамилии указать фамилию того ученика, которого, как Вы считаете, скорее всего выберет первый в том социометрическом исследовании, которое Вы собираетесь провести. По понятным причинам при этом надо иметь ввиду будущий критерий выбора. Еще одну колонку надо отвести для обоснования своего мнения. Получится таблица, подобная фрагменту таблицы 1.

Таблица 1.

№п/п

Кто будет

выбирать

Кого он (она)

выберет

Основание выбора по дневниковым записям наблюдений, другие пометки

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4

Одинцова С.

 

 

 

Николаев К.

 

 

 

Уварова Г.

 

 

 

Максимов Н.

 

И т.д.

Бирюкова М.

 

 

 

Давыдова Р.

 

 

 

затрудняюсь ска­зать что-ни­будь опреде­лен­ное

Бирюкова М.

На перемен стремится оказаться в группе учащихся, где Бирюков выступает организатором общения. Нередко отвлекается на уроках, поглядывая на симпатичного Бирюкова.

В ситуации спора заявил, что Давыдов его лучший друг. Давыдов нередко помогает ему разобраться в математических задачах. Вместе пропустили урок литературы.

Очень замкнута, в классе почти ни с кем не общается, на прермене остается в классе, часто одна, при этом просто сидит, похоже о чем-то думает, иногда читает.

Входит в ближайший круг общения Бирюкова, подражает ему в поведении и одежде. Нередко, не выполнив домашнее задание, списывает у него. Посещают одну спортивную секцию.

 

Что получается? Весьма различного количества выборов удостоились учащиеся, не так ли? Теперь можно построить гипотетическую социограмму, которая представит Ваши предположения о структуре межличностных отношений в группе достаточно полно.

Рекомендуемый способ построения социограммы будет изложен применительно к следующему этапу.

Экспериментальный этап

Психологически грамотное проведение социометрического испытания — непростое дело для будущего учителя. Несмотря на то, что сама процедура исследования непродолжительна, надо готовиться к ней не менее старательно, чем молодой учитель готовится к уроку. Давайте решим задачу, которая поможет предотвратить ряд ошибок.

Задача. К каким нежелательным последствиям приведут следующие ошибки, допущенные студентом-исследователем в проведении социометрического испытания в классе, если

1) во время инструктирования по предстоящему опыту он забыл сказать школьникам, чтобы каждый из них, наряду с фамилиями выбираемых товарищей, указал на листе бумаги собственную фамилию;

2) он провел социометрическое исследование по критерию выбора «С кем из класса ты хотел(а) бы сидеть во время контрольной работы по математике?»;

3) он упустил из виду необходимость предупредить учащихся, что их выборы останутся в тайне;

4) на реплику учащегося, что тот ни с кем не хотел бы проводить вместе каникулы, студент посоветовал ему получше подумать;

5) после обработки полученных результатов он огласил их, назвал и похвалил тех ребят, которые получили наибольшее количество выборов, огласил фамилии ребят, не получивших ни одного выбора.

Поработав над задачей, можно сличить свое решение с ответом, помещенным в приложении I.

Если в Вашем распоряжении есть пособие [9], можно решить еще несколько задач, относящихся к социометрическому методу.

Надо заблаговременно подумать над вступительными словами, которые зависят от возраста испытуемых, состояния дисциплины в классе, предполагаемого отношения учащихся к исследованию. Один из вариантов: «Ребята, мы, конечно, хотим, чтобы наш класс был как можно дружнее, сплоченнее, чтобы он стал настоящим коллективом. Но хорошо известно, что формирование такого коллектива — дело нелегкое. Мы, тем не менее, можем ускорить этот процесс, если применим некоторые психологические методы исследования. Сейчас я попрошу вас ответить на один вопрос. Надеюсь, что вы поведете себя искренне. Во всяком случае обещаю, что результаты исследования останутся в тайне. Еще раз подчеркиваю, что от правдивости ваших ответов зависит, будут ли результаты полезны нашему классу».

Другой аспект подготовки — определение критерия социометрического выбора, т.е. того вопроса, который будет поставлен перед учащимися. Лучше, если в своем первом социометрическом исследовании студент-практикант поставит перед учащимися только один вопрос, но проведет исследование качественно и тщательно освоит способ обработки результатов. Что касается перечня возможных вопросов, то он достаточно велик.

«С кем из одноклассников ты предпочел бы вдвоем выполнить ответственное общественное поручение?»

«С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?»

«К кому из одноклассников ты обратился бы за помощью в трудную минуту?»

«С кем из одноклассников ты предпочел бы вместе провести каникулы?»

«Если бы тебе пришлось переехать в другой город, то разлука с кем из одноклассников была бы для тебя наиболее тяжелой?» и т.д.

Формулируя тот или иной вопрос, можно — в целях уточнения социометрического статуса школьников — попросить их указать не одного, а трех одноклассников в порядке убывания их привлекательности. Например, задавая вопрос, касающийся общественного поручения, можно добавить: «С кем — во-первых, с кем — во-вторых, с кем — в-третьих». При этом рекомендуется обратить внимание учащихся на одно важное обстоятельство — ничего стеснительного не должно быть в том, что школьник выбирает одноклассницу или наоборот. Еще раз подчеркнем, что определение критерия выбора — дело ответственное и зависящее от конкретных условий. Бывают ведь недоразумения, когда, например, студент-практикант спрашивает девятиклассников, с кем бы они хотели сидеть за одной партой, а школьники ему тут же отвечают, что они уже давно сидят, кто с кем хочет.

Наконец, надо четко продумать организационные вопросы, относящиеся к процессу исследования. Можно попросить учащихся достать для проведения опыта по листу бумаги. Но лучше заранее подготовить одинаковые листы и раздать школьникам. Вообще, четкость в управлении действиями испытуемых, в том числе и их работой на листах — необходимое условие успеха в проведении опыта.

Разумеется, во время исследования учащиеся могут задавать вопросы. И неожиданные — тоже. Чтобы отвечать квалифицированно, надо не только хорошо понимать смысл исследования, но и заранее представлять себе способ обработки будущих результатов: который вначале полезно освоить на абстрактном материале.

Предлагается обработать результаты исследования, проведенного в V классе сельской школы, состоящем из 16 учащихся по критерию выбора: «С кем из одноклассников ты хотел бы сидеть за одной партой?» Каждый выбирал только одного товарища. Результаты испытания представлены на 16 карточках (см. рис. 1). Слева указана первая буква фамилии школьника, который осуществляет выбор, справа — первая буква фамилии ученика, которого он выбирает. Согласными буквами обозначены фамилии мальчиков, гласными — девочек. Например, первая карточка может быть прочитана так: «Ученик Григорьев желает сидеть за одной партой с ученицей Ивановой».


 

Г              И

И             В

М            Б

К             Д

Б             А

Д             Е

О             Б

Э             Б

В             Г

Е             Д

Ж            З

Н             Д

З              Ж

А             О

Л             Д

У             Д

 

Рис 1.

Таблица 2.

Учащийся

Кто его выбрал

Сколько выборов он получил

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

У

Э

Б

МОЭ

1

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.

 

Начинается обработка результатов с построения таблицы распределения выборов (см. табл. 2), в которой две первые строчки уже заполнены, чтобы можно было убедиться в правильности своих действий.  Таблица дает материал для социограммы, которая строится по определенному плану (см. рис. 2).

Проводятся четыре концентрические окружности — так, чтобы изображение заняло всю страницу тетради по ширине. Вертикальным диаметром изображение делится пополам. Слева в кружочках размещаются обозначения девочек, справа — в треугольниках — обозначения мальчиков. При этом каждый испытуемый заносится в свой концентр. Учащиеся, получившие 4 и более выборов, помещаются в центральной зоне — зоне социометрических «звезд». Далее от центра идет зона предпочитаемых (2-3 выбора), затем — зона испытуемых со средним социометрическим статусом (1 выбор) и, наконец, зона пренебрегаемых (изолированных), в которую помещаются испытуемые, не получившие ни одного выбора. Во время выполнения построений рекомендуется распределять обозначения испытуемых равномернее по концентрам — во избежание графических сгущений.

Далее сплошной линией проводятся стрелки выборов от того, кто выбирает, к тому, кого он выбирает. Заполнение социограммы в соответствии с двумя первыми строчками таблицы 10 начато на рис. 2. Совокупность линий выборов с учетом их направленности может дать различные социометрические фигуры, например (см. рис. 3):

«треугольник» «треугольник»
«штурвал», сходящийся на социометрической «звезде» «штурвал», сходящийся на социометрической «звезде»
взаимный выбор и т.д. взаимный выбор и т.д.
 


Рис. 3.

Можно полагать, что социограмма для данного примера построена правильно, если получилось два «треугольника», два «штурвала» и два взаимных выбора.

 Как быть, если выборы градуировались на «во-первых», «во-вторых», «в-третьих»? Рекомендуется социограмму строить только по выборам «во-первых». Остальные выборы могут использоваться для уточнения социометрического статуса испытуемых: за выбор «во-вторых» — половина балла, «в-третьих» — четверть балла. Средний статус в этом случае будет равен 1,75 балла.

Сопоставьте социограмму, построенную Вами по результатам социометрического исследования с гипотетической социограммой. Общий фонд выборов (если принимается во внимание только выбор «во-первых») равен количеству испытуемых, принявших участие в исследовании. Пусть это число будет знаменателем обыкновенной дроби. Количество правильно предусмотренных Вами выборов надо сделать числителем этой дроби. Ясно, что чем больше величина дроби, тем большую наблюдательность и пытливость Вы проявили. С некоторой условностью эту дробь можно назвать коэффициентом компетентности в области межличностных отношений. Заметим, что эту дробь можно уточнить, добавляя себе доли балла в числителе. Например, если предполагавшийся Вами испытуемый оказался выбранным «во-вторых» — полбалла, «в-третьих» — четверть балла. Но тогда и общий фонд выборов изменится, не так ли? «Угаданные» выборы конечно радуют. Вместе с тем интересно попробовать объяснить имеющие место несовпадения между гипотезой и результатом. Не так ли?

Конструктивный этап

Осуществите теперь с использованием Ваших теоретических знаний анализ социограммы, полученной в исследовании. Не забудьте соотнести ее с официальной структурой группы.  Обращение к специальной литературе [1], [3], [4], [5], [8] поможет сделать Ваши педагогические рекомендации психологически содержательными и логически обоснованными.

Рефлексивный этап

В осуществлении рефлексивного этапа мышление студента направляется на предыдущие этапы, на качество их реализации, на впечатления, которые они вызвали, на собственное отношение к ним и к заданию в целом. При этом могут помочь следующие вопросы:

Какие впечатления остались от предыдущих этапов?

Какие трудности и чувства возникали в процессе работы над заданием? Что Вам дала работа над ним?

Можно ли сказать, что задание Вам понравилось или не понравилось? Почему?

Если задание чем-то не понравилось, постарайтесь сформулировать, чем именно?

Может быть у Вас появились предложения по его улучшению?


СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА


1. Исходные данные о группе (например, школа, класс, краткая история его формирования, другие данные, важные с точки зрения студента-исследователя).

2. Таблица, соответствующая таблице 1, гипотетическая социограмма, предварительные суждения и заключение о классе.

3. Замечания и рекомендации преподавателя-методиста по итогам первого этапа.

4. Описание или протокол социометрического исследования с приложением листков, на которых зафиксированы выборы учащихся. Таблица, соответствующая таблице 1 и социограмма, полученные в исследовании.

5. Аналитическое сравнение двух социограмм с оценкой собственной компетентности в области межличностных отношений.

6. Психологически обоснованные педагогические рекомендации.

7. Рефлексия.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ


а) уровень оперирования теоретическими знаниями;

  б) обоснованность гипотез результатами наблюдений (фактами, событиями жизни группы, поступками, признаками поведения испытуемых, опытом общения с ним и т.д.), наличие проблем, рассуждений в разработке гипотезы, логичность, доказательность последних рассуждений;

в) качество применения специальной методики исследования: ее описание, обработка результатов, их интерпретация; наличие соответствующих исследовательских материалов в виде приложений;

г) информативность сопоставления получаемого результата с гипотезой;

д) психологическая обоснованность педагогических рекомендаций;

е) оформление отчета.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.    Донцов А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во Моск. Ун-та. 1984.

2.    Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Нектоторые педагогические проблемы социальной психологии. М.: Знание. 1977.

3.    Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика. 1988.

4.    Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М.: Просвещение. 1986

5.    Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М.: Просвещение. 1980.

6.    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия. 2000.

7.    Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: Питер Ком. 1999.

8.    Чернышов А.С. Социально-психологические проблемы организованности первичного коллектива школьников и студентов // Социально-психологические вопросы организованности коллектива школьников и студентов / Отв. ред. А.С.Чернышов. Курск. 1986.

9.    Штейнмец А.Э. Пособие для самостоятельной работы по общей психологии. Смоленск. 1986.


ПРИЛОЖЕНИЕ (ответ к задаче)


Последствия ошибок следующие:

1. Студент обеднит результаты исследования; данные о количестве выборов, полученных каждым испытуемым, конечно, будут, но невозможно будет построить социограмму.

2. Критерий выбора неадекватен цели исследования - желание получить подсказку от товарища может подавить мотив симпатии.

3. Студент исказит результаты исследования; например, юноша может постесняться указать на одноклассницу, которой он на самом деле очень симпатизирует.

4. Тоже искажение результатов; лучше было бы если бы учащийся так и написал, что он ни с кем из класса проводить каникулы не хочет.

5. Эти действия определённо заслуживают осуждения. Надо, например, попробовать войти в положение школьника, который в присутствии других учащихся узнаёт, что никто из класса не желает быть вместе с ним или осуществлять с ним ту или иную деятельность.




Псипрактикум
Hosted by uCoz